Posted 26 февраля 2007,, 21:00

Published 26 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Брамс с волками

26 февраля 2007, 21:00
Ни один концерт дирижера Владимира Юровского не обходится без сюрпризов. В программу своего воскресного выступления с Российским национальным оркестром он включил симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», первые такты которой открывают передачу «Что? Где? Когда?», и пригласил известную пианистку Эле

Сейчас на Западе идет активная смена дирижерских поколений: операми и концертами дирижируют молодые люди, многим из которых еще не исполнилось 30 лет, а меломанам то и дело приходится запоминать новые имена. До нас этот процесс пока не дошел. Дирижеры, окончившие консерваторию, сдают экзамен, управляя пианистами или военным оркестром, но, получив диплом, исчезают в неизвестном направлении. На московской сцене выступают сейчас только три молодых маэстро: Теодор Курентзис, Владимир Юровский и Ион Марин. Причем каждый из них приезжает в столицу только как гастролер.

Из этой тройки на Западе популярнее всех Юровский – постоянный приглашенный дирижер РНО. Он возглавляет Глайнбурнский фестиваль в Англии, недавно стал главным дирижером Лондонского филармонического оркестра, не раз ставил оперы и в декабре нынешнего года покажет в «Метрополитен опера» один из своих проектов. В Москву маэстро наведывается дважды в год, исполняя с РНО необычные программы. То выберет музыку XX и XXI веков, то какой-нибудь музыкальный раритет, то устроит театрализованный концерт с Константином Хабенским, читающим монологи Гамлета.

Изюминками нынешнего концерта стали «Заратустра» и французская пианистка Элен Гримо, известная своей виртуозной техникой и любовью к волкам. Француженка изучает их поведение, пишет научные труды. Волки занимают в ее жизни не меньше места, чем пианистические студии. В Москву Гримо привезла одно из своих коронных произведений – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Брамса. Это сочинение не раз звучало в филармонических залах, но Юровский выбрал его, решив восстановить связи между Брамсом и Рихардом Штраусом и погрузить оркестрантов РНО в стихию романтической музыки XIX века.

Уже давно ее не исполняли так динамично и современно. Ноту экстравагантности в концерт внесла Гримо, надевшая не платье, а широкие брюки-галифе. Но едва пианистка начала играть, зрители забыли о ее непривычном для России костюме. Гримо, в 1999 году награжденная за запись этого концерта премией «Грэмми», то легко, почти невесомо касалась клавиш, то наполняла свою игру силой и драматизмом. К концу ее выступления на вопрос «Любите ли вы Брамса?» все сидящие в зале, включая оркестрантов РНО, наверняка ответили бы утвердительно.

А тем, кто знал «Заратустру» только по заставке «Что? Где? Когда?», пришлось разочароваться. После вступления с фанфарами начальная тема возникает потом только легкими отголосками. А романтичная и богатая оттенками музыка поэмы довольно далека от философии Ницше. Юровский уверенно вел оркестрантов сквозь романтические рифы. Он не заигрывает с публикой и не стремится выглядеть на сцене как можно эффектнее. Главное для этого дирижера – донести до слушателей замысел и концепцию программы. Концептуальным стал даже завершивший ее «бис» – увертюра к оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Прежде чем взяться за палочку, Юровский сказал слушателям, что эта увертюра очень нравилась Брамсу и Рихарду Штраусу и связывает композиторов еще теснее.

"