Posted 26 февраля 2006,, 21:00

Published 26 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Фанера над Парижем

Фанера над Парижем

26 февраля 2006, 21:00
В минувшую субботу в Париже вручали кинематографические премии «Сезар», которые также называют «французским Оскаром». Церемония подтвердила старое правило, что больше всего призов получает фильм, фигурирующий в максимальном числе номинаций. Картина Жака Одиара «Мое сердце биться перестало» имела десять – и победила в с

Похоже, что причиной такого выбора стали изменения национального сознания вследствие недавних социально-расовых волнений во Франции, произошедших уже после каннского триумфа Дарденнов и Ханеке. Дело в том, что оба эти фильма обращаются к двум европейским комплексам вины: европейцев перед представителями третьего мира и богатых перед бедными, причем авторы откровенно держат сторону последних, считая их униженными и оскорбленными. Пока это сочувствие было комфортным – ведь в кресле фестивального зала или перед экраном телевизора очень удобно сопереживать бедным и несчастным – французы предавались ему наравне с остальными европейцами. Но когда социально и расово ущемленные маргиналы перешли с экранов на улицы парижских предместий и стали громить все подряд, то многие, в том числе кинематографисты, одумались и закричали: «Куда смотрит полиция?!». А заодно пересмотрели свое отношение к «социальному кино», предпочтя ему малоактуальную историю о молодом торговце, который мечтает стать пианистом.

Кое-что «из ряда вон» произошло и в номинации «лучший зарубежный фильм», где собрались «История насилия» (в нашем прокате «Оправданная жестокость») Дэвида Кроненберга, «Малышка на миллион долларов» Клинта Иствуда и «Море внутри» Алехандро Аменабара. Дело в том, что в Западной Европе наибольшими «антиамериканцами» считаются французы, национальная гордость которых ущемлена и тем, что Париж перестал быть центром мира (итальянцы гораздо раньше смирились с тем, что не все дороги ведут в Рим) и мировыми кассовыми успехами американского кино. Однако во всей мировой кинопродукции 2005 года французские киноакадемики не нашли ничего вместо стопроцентно американской «Истории насилия», а из двух фильмов на одну и ту же тему эвтаназии предпочли голливудский, отдав «Сезара» картине Иствуда.

Почетными лауреатами «Сезара» стали Пьер Ришар и Хью Грант. По слухам, место последнего должна была занять Шерон Стоун, но организаторы церемонии, испытывающие финансовые трудности, не смогли удовлетворить ее запросов – звезда якобы затребовала частный самолет, королевские апартаменты и немыслимой стоимости наряды.

Праздничный вечер неоднократно прерывался, так как актеры, не имеющие постоянных трудовых контрактов, громко протестовали против порядка соцстрахования и требовали социальной справедливости, выкрикивая лозунги и просто ругательства. Впрочем, подобные акции часто проходят и во время европейских фестивалей – в частности, Берлинского и Каннского. Это удобный случай привлечь общественное внимание к своим проблемам. Каннский фестиваль 1968 года, как известно, вообще был сорван из-за студенческих волнений во Франции, причем главными нарушителями фестивального порядка были легендарные режиссеры Трюффо и Годар. Церемония «Сезар», впрочем, завершилась мирно – ужином на 350 персон в ресторане на Елисейских полях, который стоил 170 тыс. евро – вдвое больше, чем пятидневная аренда театра «Шале», где проходило вручение наград.

"