Posted 26 января 2009,, 21:00

Published 26 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Маслом по французам

Маслом по французам

26 января 2009, 21:00
В Париже стартовали знаменитые «Дягилевские сезоны» – один из крупнейших фестивалей Франции, которому в этом году исполняется сто лет. Группа российских художников во главе с Олегом Куликом приехала в театр «Шатле» – тот самый, где когда-то в рамках «Русских сезонов» пел Шаляпин, – чтобы показать свою версию оперы Клау

На сцене «Шатле» появилась христианская опера с буддийским уклоном (вопреки сложившемуся мнению, Дягилев был не только балетоманом, открывшим миру гений Нижинского, но и ярым поклонником оперы, а вдобавок – и восточной философии). Кроме Кулика, в постановочной группе еще двое из когорты художников-музыкантов девяностых: Дэн Крючков (сценография) и Гермес Зайготт (звуковая концепция). Они пригласили модного французского дирижера Жана-Кристофа Спинози, специалиста по барочной музыке, и его ансамбль Matheus, которые и превратили литургическую партитуру Монтеверди в музыкальное кружево. В спектакле принимают участие более двадцати певцов, среди них сопрано Сильвия Шварц, популярная в Европе благодаря работе со Стингом.

В классическую музыку врываются посторонние звуки, подчиняя исполнение идее общности мира: то шум городских улиц, то неожиданное рычание тибетских труб, а то и вовсе взрывы и пальба. Российские постановщики совместили, казалось бы, несовместимые понятия: христианскую вечерню, посвященную Деве Марии, и многовековую буддийскую традицию. Впрочем, противоречие разъясняется довольно быстро. В интервью «НИ» Олег Кулик отметил, что дело не в религиозной принадлежности: «По-гречески «литургия» означает «общее дело». Мы предлагаем зрителю принять участие в нем. Философия Тибета и буддизма – умная и древняя – и сейчас находится в бедственном положении. Мы работали над оперой полтора года, и это время стало для нас временем осмысления. Это первый сознательный опыт не только оратории, но и важного религиозного путешествия. И, конечно, мы хотели обратить внимание на насущные проблемы древней страны и ее религии».

Постановка VESPRO получилась поистине грандиозной: огромный зал «Шатле» и целиком фойе перекрашены в темно- красный – цвет заката, земли и запекшейся крови. При входе в театр горят бочки с мазутом (это не только создает определенную атмосферу военного положения, но и, безусловно, радует местных клошаров – парижских бродяг: невзирая на теплую зиму, они с радостью греются у огня). Огромные глаза, стилизованные под изображения на тибетских ступах, не мигая, смотрят на гостей с занавесей. Солисты рассредоточены по залу, хор перемещается по ярусам и партеру, подобно ангелам, проникая сквозь стены. И везде – зеркала, пол отражает свет – то красный, то зеленый, то желтый, то иссиня-белый. Музыканты группы Phurpa исполняли ритуалы древней добуддийской традиции Бон. Два акробата, в белых трико и лампочками в волосах, похожие на ангелов (порой на падших), ведут действие.

Как оказалось, в зал закачивают специальные смеси эфирных масел: «Мы работали с ароматерапевтом-профессионалом, и он составил для нас аромакомпозиции, которые вызывают различные ассоциации – то, например, с грозой, то с летним днем в предместье Парижа», – сказал Олег Кулик.

На самой премьере, состоявшейся в минувшую субботу, зал был переполнен. Невзирая на строгие предупреждения о невозможности аплодисментов – даже не билетах стоял значок перечеркнутых рук – зал взорвался овациями дважды: в конце антракта, после выступления группы тантрического горлового пения под руководством российского художника и музыканта Алексея Тегина, и в конце спектакля. Говорят, билеты не достались даже особам королевской крови.

Спектакль прогремел на весь Париж: часовой открытый эфир на французском радио о культуре, прошедший в Центре Жоржа Помпиду, собрал большое количество публики.

"