Posted 25 декабря 2014,, 21:00

Published 25 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Культпоход

25 декабря 2014, 21:00
Как провести предстоящие долгие выходные, чтобы не было мучительно больно за то, что вы безвылазно сидели за праздничным столом с пультом в руке, бесцельно перескакивая с одного телеканала на другой в поисках разумного-доброго-вечного? «Новые Известия» подготовили для своих читателей обзор культурных событий – выставок

Кино

Один из самых ожидаемых фильмов грядущих праздников – это «Елки 1914» (на фото). Новинка года – продолжение знаменитой франшизы «Елки» с Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым. «Такихъ елокъ не было 100 лет» – слоган фильма, действие которого перенесено в 1914 год, в канун Рождества в Российской Империи. Декабрьские пробки, праздничные гулянья, роскошные балы и скромные праздники, титулованные дворяне и безвестные крестьяне, царская семья и солдаты Первой мировой войны, прогрессивные поэты и первые фигуристы – все было по-другому, за исключением ожидания праздника. Эти «Елки» получились не только самыми трогательными и романтичными из всех четырех фильмов новогодней серии, но и прекрасным примером доброго отечественного кино, которого так сегодня не хватает.

Очередная январская премьера – фильм Оксаны Бычковой «Еще один год», задуманный как ремейк фильма Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина. На самом деле фильм Бычковой по сценарию уже известных киноманам Любови Мульменко и Наталии Мещаниновой сложно назвать ремейком, это, скорее, фильм по мотивам пьесы, перенесенный в наши дни, в зимнюю праздничную Москву. «Еще один год» – история Егора и Жени, бомбилы и веб-дизайнера, которые любят друг друга, но переживают разлад из-за разных социальных интересов. Фильм стоит посмотреть ради талантливо прописанных диалогов и ремарок, картин пустой уютной Москвы с фонариками и просто потому, что это очень человечное, очень доброе кино, снятое с любовью к своим героям и к людям вообще.

Настоящий подарок делают кинотеатр «Факел» и газета Mosca oggi всем любителям итальянского кино. На январских каникулах москвичи смогут погрузиться в удивительный мир Антониони, Де Сика, Торнаторе, Висконти, Пазолини, Рози и других классиков, заглянув на международный фестиваль «Итальянские каникулы». Зрители смогут увидеть такие легендарные картины, как «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики, «Леопард» и «Рокко и его братья» Лукино Висконти, «Красная пустыня» Микеланджело Антониони, «Мама Рома» Пьера Паоло Пазолини, «Фабрика звезд» Джузеппе Торнаторе, «Отвратительные, грязные, злые» Этторе Сколы. Киноманы получат редкую возможность посмотреть на большом экране фильмы «Христос остановился в Эболи» и «Руки над городом» Франческо Рози, «Мы так любили друг друга» и «Драма ревности» Этторе Сколы, «Уличный регулировщик» Луиджи Дзампы.

Театр

3 января в МТЮЗе покажут «Леди Макбет нашего уезда» (на фото) по Лескову. Взгляд режиссера Камы Гинкаса на женщин – при всем понимании и нежности – далек от идеализации. Про его героинь легко сказать – «сильная натура», но невозможно – «хорошая женщина». Катерину Львовну – убийцу ради любви – оправдывать не пытается, смягчающих обстоятельств не придумывает. Идет вслед тексту, кружевному, бликующему, где каждое слово – оборотень. Елизавета Боярская (актриса МДТ) играет Катерину с безжалостной жесткостью, не упуская ни безразличия во фразе об убитом ее свекре, ни легкости, с какой она закрывает подушкой лицо своему перепуганному племяннику.

4 января в «Современнике» на сцене Театра на Яузе – «ГенАцид. Деревенский анекдот» по Всеволоду Бенигсену. Немногим меньше века пролегло между временем, когда писал свои наброски Даниил Хармс, и тем, когда Всеволод Бенигсен сочинял свою сатирическую антиутопию. А натура осталась той же – пьяные косноязычные чудики, приспособившиеся к жизни в абсурдном мире. Идиотское распоряжение начальства – объединить народ на почве любви к русской литературе – дает неожиданные всходы. Все обитатели села Большие Ущеры, убедительно сыгранные актерами «Современника», заболевают родной словесностью. Великая литература вдруг оказывается тем выходом к себе, о котором и не подозревало затеявшее эксперимент начальство. А молодой режиссер-постановщик Кирилл Вытоптов отнюдь не смотрит на косноязычных персонажей свысока, но пытается понять, как сохраняется человеческое даже в условиях абсурда, как оно выживает, как торжествует.

6 января в МХТ имени Чехова на Малой сцене дают «19.14». Дебютант в режиссуре, мхатовский актер Александр Молочников выбрал для своей постановки жанр политического кабаре. Спектакль «19.14» – редкий пример актуального спектакля, в котором есть собственная позиция и соблюден исторический масштаб. Плюс командная сплоченность и отличные актерские соло. Опора на документы и крепкий литературный текст. Никаких лобовых плоских параллелей, но каждую секунду ты ощущаешь связь с той – далекой, забытой Первой мировой – и идущей сейчас.

Джаз, рок, панк

В Театре эстрады 30 декабря выступят Игорь Бутман и Лариса Долина. Может быть, в джазовых кругах про них и шипят за спиной: мол, и один, и другая раскрутились далеко за рамками жанра, но если вам хочется идти не только на приличную музыку, но и на широко известные имена, то безусловно этот концерт – один из самых замечательных на каникулах.

В «16 тоннах» 2–3 января можно встретиться с Billy’s Band (на фото). На традиционные «Реанимационные концерты» Билли Новика и его питерской команды многие москвичи приходят два вечера кряду. Поэтому музыканты стараются не повторяться с песнями, за исключением, конечно же, главных хитов – таких, как «Оторвемся по-питерски». Никаких сомнений в том, что Billy’s Band – одно из лучших современных средств от похмелья.

Участников шоу «Голос» в отличие от выпускников «Фабрик звезд» хочется рекомендовать непременно. Не всех. Но Антон Беляев, у которого есть сложившийся коллектив Therr Maitz, хоть «Голос» и не выиграл, но стал одним из самых востребованных на московской концертной сцене. 6 января в ДС «Триумф» можно будет его послушать.

Времена, когда группа «Алиса» была анархистской, давно прошли. Панки – из тех, что сейчас крутит радио, – не те. Получается, некому взрывать мир? Однако если покопаться в столичных концертных подвалах, можно найти настоящих российских панков XXI века. Например, 6 января в тех же «16 тоннах» появится группа «Барто». Вполне продвинутые, с навороченными электронными сэмплами, да и вообще использующие синтезатор в качестве единственного инструмента. Брутальные песни с матерком про бандитские 90-е, про КГБ и Че Гевару и в конце концов про то, что «нет мужика», исполняет хрупкая миловидная девушка Маша Любичева. За что и любима столичными музыкальными эстетами обоего пола.

Наргиз Закирова – еще одна участница шоу «Голос», закрепившаяся на концертной сцене, поет 8 января в ККЗ Моссовета. Если, скажем, у Дины Гариповой сложности с репертуаром, то у Наргиз – обратная проблема. Концертных программ у нее по сути три. Совмещать получается плохо, потому что этномузыка от Наргиз, к которой приложил руку аж Питер Гэбриэл, совсем не стыкуется с русско-советскими хитами «всех времен» в ее же исполнении. Однако в классном голосе и образе Закировой точно не откажешь.

Выставки

Москва подарила всем замечательный бонус – с 1 по 12 января почти 80 муниципальных музеев работают совершенно бесплатно. Увы, это не относится к общероссийским музеям. Например, к ГМИИ имени Пушкина, где представляют сразу пятерку отличных арт-проектов.

Для начала стоит зайти в главное здание музея на небольшую экспозицию «Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения» – на ней всего лишь четыре картины XV века, привезенные из Италии. Однако каждая – шедевр, особенно это касается «Мадонны Сенигалья» Пьеро дела Франческо, загадочные символы которой можно разгадывать весь день. Затем там же посмотрите выставку «Рисунки французских мастеров» из венского музея Альбертина – здесь только первые имена европейского искусства. И «на сладкое» – гастроли неожиданных картин швейцарского модерниста ХХ века Пауля Клее.

Обязательна к посещению выставка в Третьяковской галерее на Крымском Валу – музей отмечает 100-летие великого коллекционера Георгия Костаки и показывает авангардные картины, которые он собрал в 1950-70-е годы, а затем, перед вынужденной эмиграцией, отдал России. Весь цвет отечественного искусства – от Малевича (на фото) до Зверева (если брать в более понятном денежном измерении – это даже не миллионы, а миллиарды долларов на стене).

Среди бесплатных музеев особо рекомендуется Мультимедиа Арт Музей, где тоже пройдет сразу несколько замечательных экспозиций: ретроспектива французского классика фото Марка Рибу, юбилейный проект «Огонька» и эротический «Календарь Пирелли».

Классика

В разгар новогодних праздников Московская консерватория дарит меломанам Топ-концертов образцовой классики в Рахманиновском зале. 2 января – «Сувенир из Амстердама» в исполнении пианиста Владимира Юрыгина-Клевке в окружении блистательной консерваторской молодежи. 3 января вас поздравит ансамбль старинной музыки Telemann Consort (на фото) программой «С Рождеством!». Звезда вечера – великолепная певица, солистка Музыкального театра имени Станиславского Светлана Сумачева (сопрано). В течение трех дней (6, 8 и 10 января) «могикане» фортепианного искусства – педагоги консерватории – отправятся в Скрябиновский марафон, где будут исполнять мазурки, этюды, прелюдии, сонаты и поэмы (более 60 сочинений) гениального искателя новых путей начала XX века Александра Скрябина. А 9 января, к 175-летию со дня рождения Чайковского, будут звучать лирико-драматические квартеты композитора в исполнении знаменитого Квартета имени Глинки.

В Московском международном Доме музыки 2015 год начнется с фестиваля «Новогодние НЕелки». Он разделен на две части: с 2 по 10 января – для детей и с 3 по 11 января – для взрослых. А 9 января открывается юбилейный, пятый Рождественский фестиваль духовной музыки, собирающий на своих концертах зрителей разных возрастов и конфессий. В этом году в концерте-открытии фестиваля будет принимать участие Митрополит Волоколамский Иларион.

"