Posted 25 декабря 2011,, 20:00

Published 25 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:05

Updated 8 марта, 06:05

Слоны покорились «Елене»

Слоны покорились «Елене»

25 декабря 2011, 20:00
В Международном университете прошла 14-я церемония вручения Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый Слон». Три награды достались «Елене» Андрея Звягинцева – лучший фильм, лучшая режиссура и лучшая женская роль второго плана (Елена Лядова). Столько же призов у «Мишени» Александра Зедьдовича, победившей в тре

Немного арифметики

Премия, как обычно, присуждалась в два тура. К участию в первом туре допускались все желающие кинокритики и киножурналисты. При этом в категории «лучший фильм» оказались всего 9 отечественных картин из 80 с лишним, выпущенных с декабря 2010 по ноябрь 2011 года: «Борис Годунов», «В субботу», «Дом», «Громозека», «Елена», «Жила-была одна баба», «Охотник», «Сибирь. Монамур» и «Шапито-шоу». Каждую из них назвал в качестве лучшей как минимум один участник голосования, причем наименьшее число голосов, поданных за один фильм, составило 2, а наибольшее – 39. Кроме того, 13 лент собралось в категории «Лучший фильм-дебют».

После обсчета присланных анкет выявились тройки лидеров (или четверки, если два фильма набрали поровну голосов) в каждой категории, то есть номинанты премии. В результате по 11 номинациям распределились 13 фильмов из 33 максимально возможных. Во втором туре, который определил победителей, голосовали только члены Экспертного совета премии (49 человек). Итого премии получили 5 картин.

Особые случаи

Чтобы отметить из ряда вон выходящий фильм Экспертному совету премии предоставлено право вручить ему специальную премию. В 2005 году таким фильмом стало «Долгое прощание» Сергея Урсуляка, в 2009-м – «Россия 88» Павла Бардина, а в этом году – «Борис Годунов» Владимира Мирзоева, перенесшего действие и текст пушкинской пьесы в современную Россию, чтобы зрители могли прямо сопоставить три времени – время Годунова, время Пушкина и нынешнее. Этот рискованный эксперимент вызвал разноречивые суждения и не был номинирован, но его сторонники убедили Экспертный совет в том, что он заслуживает премии имени основателя премии Мирона Черненко.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МИШЕНЬ»

Лучшие фильмы года

Не существует единого критерия, по которому можно составить десятку или дюжину лучших фильмов года. Все зависит от референтной группы. Для прокатчиков – это картины с наибольшими прокатными показателями. Мнение создателей фильмов лучше всего выражает премия «Ника». Для массы зрителей такими могли бы стать картины, набравшие наивысший балл в общезрительском голосовании – но провести его не представляется возможным. У кинокритики и кинопрессы своя точка зрения – она не отмечает блокбастеры, даже очень хорошо сделанные, а выделяет «штучные» фильмы.

Нижеследующая десятка игровых фильмов выбрана из тех картин, так или иначе отмеченных на разных этапах «Белого Слона», к которым, по мнению кинообозревателя «НИ», приложимо определение «самый»:

«Елена» – самый совершенный фильм

«Шапито-шоу» – самый неожиданный фильм

«Жила-была одна баба» – самый трагический фильм

«Борис Годунов» – самый аллюзивный фильм

«Мишень» – самый изысканный фильм

«Generation П» – самый гротескный фильм

«Охотник» – самый «документальный» фильм

«Безразличие» – самый артхаусный фильм

«Бездельники» – самый непринужденный фильм

«Портрет в сумерках» – самый провокационный фильм.

P.S. Премированную в Венеции картину Александра Сокурова «Фауст», российская премьера которой состоится в 2012 году, Экспертный совет премии решил рассмотреть в следующем премиальном цикле.

"