Posted 25 декабря 2003,, 21:00

Published 25 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Иван Грозный как он есть

Иван Грозный как он есть

25 декабря 2003, 21:00
Как и полагается, музеи и галереи подводят итоги. Они итожат искусство и его творцов: оттого почти все новогодние выставки или что-то «открывают» в русском искусстве, или что-то «закрывают». К числу открывающих относится экспозиция в Историческом музее, которая в январе без всяких сомнений станет музейным хитом: «Эпоха

Выставка знакомит зрителей с самым началом российского портрета: здесь собраны 100 уникальных изображений исторических деятелей (в основном, естественно, государей и церковных иерархов). Ранний отечественный портрет представляет собою нечто среднее между иконой и картиной. Кстати сказать, очень часто исторический портрет Ивана Грозного или Михаила Романова принимали за изображение какого-нибудь святого. Только долгие атрибуции и сопоставления позволяют говорить – перед нами светский образ.

Для таких изображений придуман специальный древнерусский термин – парсуна (от «персоны»). Все парсуны XVI–XVII веков удивительно похожи друг на друга: темный фон, робкие вкрапления натурализма, доска и темперная краска. Первые русские парсуны стали создавать только в середине XVI века, в то время когда Европа уже вовсю тиражировала не только образы вельмож, но даже крестьян и прислугу (вспомним хотя бы Голландию). Однако почти двухвековое отставание Руси было наверстано чуть ли не за полвека: к петровскому правлению дворяне уже не боялись позировать художникам, а художники не боялись пририсовать дворянину, вопреки всяким там античным традициям, пухлый нос или оттопыренный живот. Поэтому наши пращуры в экспозиции Исторического музея выглядят иногда суровыми, иногда просто забавными. Есть в этих картинах неподдельный юмор и где-то даже своя, русская философия. Но главное все же в необычной экспозиции – это русская история как она есть – без прикрас и устрашений. По крайней мере всем, кто хочет увидеть Ивана Грозного не на бессмертной картине Репина (там, где монструозный Иван убивает своего сына), а таким, каким он был для подданных XVI века, – прямая дорога в залы музея на Красной площади. Если не понравятся старинные портреты, там же можно поглазеть на более поздние, но не менее уникальные портреты из кремлевских собраний.

"