Posted 26 ноября 2013,, 15:19

Published 26 ноября 2013,, 15:19

Modified 8 марта, 04:52

Updated 8 марта, 04:52

Шедевр живописи, достойный Третьяковки, чуть не погиб вместе с Домом Стройбюро

Шедевр живописи, достойный Третьяковки, чуть не погиб вместе с Домом Стройбюро

26 ноября 2013, 15:19
В Королеве чудом сохранился и теперь уже точно будет спасен шедевр монументального искусства 20-х годов прошлого столетия – настенная роспись талантливого художника-вхутемасовца Василия Маслова. Композиция с вождем, считавшаяся утраченной, случайно была обнаружена под слоем обоев в оставленном жильцами Доме Стройбюро.

О спасении настенной живописи

Снесенный на две трети Дом Стройбюро снова обитаем – в одной из комнат горит свет. Там работают мастера: реставратор с 25-летним стажем Константин Маслов, преподаватель Строгановской академии Филипп Гузанов, студенты Антон Максименко и Игнат Редечкин. Интересно, что изначально в этой и соседней комнатах, бывших когда-то одним помещением, располагалась мастерская художников Болшевской трудкоммуны. Потом оно стало жилым, но сейчас это снова мастерская. Здесь спасают от гибели чудесную находку. Реставраторам дано всего две недели. Уже пошла вторая.

«Мы работаем с прошлого вторника (19 ноября), ведем подготовку к снятию живописи. А сам процесс начнется где-то во второй половине недели – в среду, четверг», - рассказал «Новым Известиям» реставратор – однофамилец художника. (На вопрос, не родственник ли, Константин Маслов загадочно улыбнулся: «Много нас тут, в Болшево, Костиных да Масловых»).

Мастер поясняет, что работа технологически очень тяжелая из-за двух факторов – температуры и влажности. Приходится применять низколетучие тяжелые растворители, которые долго сохнут. Из-за их высокой токсичности реставраторы работают в респираторах.

На отчищенную от поверхностных загрязнений роспись наносят несколько слоев профилактической заклейки из микалентной бумаги и марли. Этот этап работы уже подходит к завершению. Он позволит по фрагментам снять живопись с частью штукатурки со стены.

Так как роспись имеет большую площадь, помощь студентов в деле ее спасения необходима. Предполагается, что восстанавливать шедевр также будут студенты Строгановки под наблюдением опытных реставраторов. «Одно дело снять, а другое дело расклеить, расчистить, монтировать на новую основу, тонировать утраты. Это еще долгий процесс, потому что росписи в тяжелом состоянии, - уточняет Маслов. - Они были под обоями, там были ремонты, какие-то утраты. Добавьте к этому, что все залили [водой при тушении пожаров в Доме Стройбюро], и, конечно, начался процесс отслоения. Состояние тяжелое, но реставрация возможна».

Шедевр, достойный Третьяковки

«Это вообще роспись уникальная. Представьте: под крылом ОГПУ вот эта живопись. Солнечная, теплая, светлое будущее. Это такой египетский бог, простирающий руку [о фигуре Ленина]. Кораблики с трубами, поезд замечательный, который несется – сбита очень хорошо эта композиция. Колористически она тоже едина, - объясняет специалист. - Вообще это шедевр левого искусства. Последний, можно сказать, вздох. Потому что потом их всех расстреляли вместе с Ягодой [Генрих Ягода – глава НКВД]. Я думаю, краски Ягода ему откуда-то привозил. Краски, наверное, были какие-нибудь французские или немецкие – европейские.

Ну представьте, деревня Костино, бараки, все монохромное и вдруг посреди – дворец. Начальный цвет покраски Дома Стройбюро персиково-розовый. А на картинке Маслова вдалеке – высотные здания. Так что это замечательная живопись. Такая находка - большая редкость. Сколько это жило? Двадцатые годы, а потом все ушло. Станковые вещи такого уровня есть в Третьяковке, в Русском музее, а монументалка - где она? Болшево – это уникальное место. Здесь пестовали таланты – музыкантов, художников. Горький поэтому Маслова сюда и прислал».

Одна роспись спасена, а вторая?

«Если никто не помешает, мы роспись спасем. Мы ее уже отчасти спасли – укрепили. При отделении от стены в некоторых местах будет ломаться штукатурка, но живопись будет сохранена», - уверен Константин Маслов.

О второй росписи он пока не говорит. Судьба композиции с вождем теперь зависит только от мастерства реставраторов, а вот вопрос, увидят ли люди композицию с рабочими, находящуюся в соседнем помещении, - в руках властей Королева. Дело в том, что при снесении дома в той комнате рухнул потолок. Теперь она доверху засыпана битым кирпичом и другим мусором. Стена с росписью устояла. Специалисты полагают, что второй шедевр из-за сноса дома в худшем состоянии, но тоже подлежит восстановлению. Вопрос только в том, как до него добраться. И будет ли на это время. Мораторий на снос здания введен лишь на две недели. Экскаватор, крушивший дом, стоит рядом и ждет своего часа – отмашки руководства Королева.

На голом энтузиазме

Активистка Королевского отделения ВООПИиК Ольга Мельникова отмечает, что если МЧС обеспечит безопасность на руинах Дома Стройбюро, защитники памятника разберут завалы вручную и бесплатно. Так же бесплатно работают сейчас и реставраторы – лишь на личном энтузиазме.

И хотя здание сносилось с разрешения властей Королева, градозащитники благодарны мэру Валерию Минакову за содействие в деле спасения росписей: мастерам обеспечили освещение, объекту – охрану. Страж порядка бдит со всей ответственностью – к Дому Стройбюро не подпускают никого, кроме реставраторов. На недавнем поле боя сохраняется перемирие.

Надолго ли?

Росписи спасли от уничтожения фасад Дома Стройбюро. Лишившись шедевра, здание окажется беззащитным. ВООПИиК и другие борцы за сохранение дома намерены идти до конца. Они даже нашли благотворительную организацию, которая возьмется за восстановление здания по чертежам. Королевское отделение общества защиты памятников культуры мечтает открыть в Доме Стройбюро музей, где можно будет в числе прочих экспонатов выставлять работы Василия Маслова (сейчас они хранятся в запасниках краеведческого музея). Городу не хватает и собственного выставочного зала.

Беда в том, что участок под домом отдан в аренду застройщику. Как можно урегулировать этот вопрос? Пойдут ли на это местные власти? Вмешается ли Министерство культуры Подмосковья? Все это будет известно в ближайшие дни. В четверг, 28 ноября, в Королев приезжает губернатор Андрей Воробьев. Судьба Дома Стройбюро и второй росписи Маслова во многом будет зависеть от этого визита.

Валерия Нодельман

Часть композиции с вождем. Внизу на роспись уже наложены листы микалентной бумаги

Вторая часть композиции с вождем

Так выглядела роспись до того, как ее заклеили обоями. Фото из личного архива Н.В. Масловой (дочери художника)

Роспись, погребенная под обломками Дома Стройбюро. Фото из личного архива Н.В. Масловой



Подробнее о художнике-самородке Василии Маслове можно прочитать здесь.

"