Posted 25 октября 2004,, 20:00

Published 25 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Такси и блюз

Такси и блюз

25 октября 2004, 20:00
Российское авторское общество (РАО) нашло для себя новый фронт борьбы за права авторов музыкальных произведений. Убедив владельцев питейных заведений и авиаперевозчиков отчислять авторские от публично исполняемых произведений, чиновники взялись за «мелкую рыбешку».

В Волгограде вопрос поставили неожиданно: оказывается, водители маршрутных такси, слушающие музыку в салоне и не отчисляющие при этом авторские, злостно нарушают закон. То же относится и к водителям междугородных автобусов по всей стране.

Нижне-Волжское представительство Российского авторского общества (РАО) грозит волгоградским перевозчикам судебными исками за использование во время работы автомагнитол. По мнению защитников авторских прав, водители общественного транспорта, прежде всего маршруток, где кабина не отделена от салона звуконепроницаемой перегородкой, нарушают тем самым федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». За прослушивание кассет и радиопередач в присутствии пассажиров надо платить правообладателям произведений.

По закону за любое публичное исполнение музыки надо платить ее авторам. Посредником между тем, кто «музыку заказывает», и тем, кто ее сочиняет, является РАО. «В настоящий момент ни один из перевозчиков Волгограда не позаботился о покупке соответствующей лицензии, – говорит директор Нижне-Волжского представительства Петр Миленин, – а слушать радиоэфир в присутствии пассажиров без лицензии, по нашему мнению, является нарушением закона».

Формально водители маршруток, слушающие музыку во время работы, подпадают под действие федерального закона – их пассажиры как раз и составляют публику. Однако если музыка в тех же кафе – один из способов привлечения клиентов (читай выручки) и платить за ее использование авторам обязан каждый ресторатор, то в случае с транспортом, считают сами транспортники, вопрос спорный.

Пассажирам все равно, играет музыка в салоне маршрутки или нет. Им надо ехать. Все попытки борцов за права авторов песен договориться «по-хорошему» с перевозчиками пока ни к чему не привели.

«Мы не можем согласиться с требованием Российского авторского общества по двум причинам, – поясняет начальник юридического отдела компании, владеющей маршрутными такси в Волгограде, Игорь Васильев, – во-первых, это повлечет за собой удорожание проезда, а во-вторых, использование музыкальных произведений не является ни основным, ни вспомогательным средством оказываемых нами услуг. Впрочем, мы проинформировали водителей, что если факт нарушения закона будет доказан, то вся ответственность ляжет на них».

Учитывая нестандартность ситуации, Петр Миленин заявил «Новым Известиям», что Нижневолжское представительство РАО не будет доводить дело до абсурда и возможны компромиссные решения: «Если музыка будет слышна только водителям, наши инспектора вряд ли расценят это как нарушение закона».

Между тем сами водители на эти требования реагируют с улыбкой. «Я как слушал радио и кассеты, так и буду слушать, – говорит водитель маршрутки с 4-летним стажем, представившийся Михаилом, – а что касается проверок, так в Волгограде действует около 170 различных маршрутов, по которым ездят тысячи «Газелей». В каждую, что ли, контролеров сажать будут?! И вообще, почему это за музыку мы должны платить? Ведь за то, что песни крутят, уже заплатили сами радиостанции! Но если к стене прижмут, то я магнитолу продам».

Таксисты намерены отстаивать свои права.

Борьба Российского авторского общества за деньги своих клиентов исчисляется уже десятью годами. «Поначалу РАО сталкивалось с активным нежеланием платить за использование музыкальных произведений, – сказала «НИ» бывший юрист авторского общества, а ныне эксперт по авторскому праву Ирина Тулубьева, – когда инспектора приходили в рестораны и кафе, им говорили, что клиенты приходят в ресторан есть, а не слушать музыку. Тем не менее нам удалось убедить их, что музыка тоже привлекает клиентов. Сложнее было с перевозчиками, особенно с крупными компаниями и монополистами. Месяцами мы вели переговоры с «Аэрофлотом», убеждали их, что для трансляции песен на борту самолета закон обязывает заключить договор с авторским обществом и по этому договору выплачивать авторам произведений определенный процент от выручки. С трудом, но соглашение с ними все-таки было заключено».

В отличие от «Аэрофлота», ОАО «Российские железные дороги» держатся до сих пор. Отделение РАО в Питере обратило внимание на то, что каждое прибытие и отправление «Красной стрелы» сопровождается общевокзальным исполнением музыки Рейнгольда Глиэра из балета «Медный всадник», которая считается неофициальным гимном Санкт-Петербурга. И подобная практика существует на многих вокзалах страны. Однако, по словам заместителя председателя правления РАО Юрия Анисимова, убедить монополиста в необходимости платить авторские пока не удалось.

В доказательство своей правоты защитники поэтов и композиторов приводят зарубежные примеры: по словам г-жи Тулубьевой, в Финляндии даже водитель обычного такси регулярно отчисляет авторское вознаграждение тем, чьи песни слушают его клиенты. У нас «данью» планируется обложить не только воспроизведение музыкальных произведений с компакт-диска или кассеты, но и музыку, публично транслируемую на радиоволнах. При этом автор за одно и то же воспроизведение будет получать отчисления и от радиостанции, поставившей в эфир песню (такая практика уже не подвергается сомнениям), и от перевозчиков, владельцев кафе, ресторанов и хозяев любых других заведений, ретранслирующих эфир этой станции в своих помещениях. «Авторским» юристам удалось доказать даже то, что ретрансляция ТВ-программ по системе «Орбита» без отчислений, по сути, тоже являлась пиратской. За наличие в России большого количества временных поясов теперь расплачиваются телевизионщики, которых заставили платить композиторам за каждую «Орбиту» отдельно.

В Москве полагают, что с маршрутками будет сладить тяжело. Хотя бы потому, что редкий пассажир садится в маршрутку послушать музыку. А многие были бы не прочь посидеть по дороге к метро в относительной тишине. К тому же здесь существует грань, которая даже для юристов пока неясна. Какую перегородку между водителем и пассажирами считать достаточно толстой, чтобы не считать воспроизведение публичным? Немаловажно и то, что доходы перевозчика трудно посчитать (билеты пассажирам обычно не выдаются), а поэтому непонятно, как высчитывать процент от прибыли. Скорее всего, «маршрутников» попытаются обложить фиксированной суммой. Именно так РАО начинало работать с «Аэрофлотом».

Однако самым забавным является то, что авторскому обществу нужны не просто деньги, но и точная отчетность о том, какие именно произведения прозвучали в маршрутке. Строго говоря, водитель обязан представлять ежемесячный отчет о том, чем он за истекший период мучил пассажиров. Буквально по пунктам: «Девочка-виденье» – 5 раз, «Владимирский централ» – 4, «Белые розы» – 3. Иначе РАО не сможет распределить гонорары и будет повод упрекнуть общество в незаконном присвоении денег. Юристы и чиновники понимают всю абсурдность ситуации, но пока уповают лишь на технический прогресс: дескать, хорошо бы поставить специальную технику, которая автоматически «считывала» бы публичные воспроизведения.



Комментарий

Александр ГРАДСКИЙ,
поэт, композитор и исполнитель:
– Любое исполнение любого произведения является публичным воспроизведением, кроме исполнения дома, под гитару или для друзей. Если вы ставите музыку в помещении, из которого извлекается любого рода доход, будь то массажный кабинет или гастроном, вы обязаны платить автору отчисления. В случае с маршрутными такси доход однозначно извлекается. Если же водитель включает музыку для себя, для этого существуют наушники.

Михаил ТАНИЧ,
поэт, автор текстов песен эстрадных звезд, создатель группы «Лесоповал»:
– Мне с трудом в это верится. Я думаю, это сплетня. Дай Бог, чтобы они собирали то, что им положено собирать. Они и этого не делают. А собирать «авторские» деньги с водителей маршруток, мне кажется, невозможно чисто технически.

"