Posted 25 октября 2004,, 20:00

Published 25 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Москва - Пекин

Москва - Пекин

25 октября 2004, 20:00
Москва распрощалась со званием «самого строящегося города» и передала его мегаполисам Китая. Напоследок наши передовые архитекторы решили показать в Пекине, каким они видят идеальный облик российской столицы.

По дружному признанию архитекторов, сегодняшний Китай – настоящий рай для модернистов и экспериментаторов. Образ коммунистической страны с однотипными многоэтажками и домами-бараками за какую-то пятилетку сменился имиджем самой модной мировой столицы. Все главные архитекторы – от нью-йоркского классика Рэма Колхаса до недавнего лауреата Прицеровской премии Захи Хадид – стоят в Пекине и Шанхае. Пекин – огромная площадка, где днем и ночью сыплются искры на небоскребах, возводимых голландцами и японцами. Поэтому совсем не случайно именно Пекин на весь октябрь стал площадкой для первой, но уже авторитетной Архитектурной пекинской биеннале (по аналогии с Венецианскими архитектурными смотрами). Одновременно в китайской столице действовало 6 крупных выставок. На одной из них – «Горячие города» – засветился московский павильон.

Куратор раздела «Архитектура\ Не Архитектура» Нил Лич решил показать, какие экспериментальные формы находят архитекторы в десяти городах, которые переживают настоящий строительный бум. Естественно, в этой десятке оказалась и Москва. В качестве своих достижений 6 московских мастерских привезли в Пекин 30-минутный фильм, созданный студией «Видеодом». Это шесть фантазий, изменяющих привычный образ Первопрестольной. Открывает мини-эпопею зарисовка мастерской Александра Бродского, который представил свой «Дом для водочных церемоний»: попросту – небольшой белый павильон на берегу реки, сколоченный из оконных рам. Именно в этом созерцательном и уединенном месте и предполагается разливать национальные напитки. Другой остроумный проект – развлекательный комплекс «Рыба-кит» посреди Москвы-реки, который воспроизводит в металлических конструкциях реальные очертания всплывшего кита.

Вообще тема реки и воды стала основной для наших экспериментов: здесь проект группы «МЕГАНОМ», представивший виллу на Остоженке, где главным элементом является бассейн наподобие аквариума (прозрачный со всех сторон), и галлюцинации мастерской «А-Б», задумавшей изукрасить московские берега разноцветными трубами.

Основное чувство, которое рождает фильм о московской архитектуре, – обида за упущенные возможности. Почему социалистический Китай находит возможности и средства, а главное, желание и приглашает для реконструкции своих городов лучших иностранных архитекторов, а Москва, пропустив свой строительный бум, прославилась только кичем и сносами памятников? Почему огромный потенциал авангардных мастерских тратится либо на отдельные квартиры и виллы, или на заранее нереализуемые проекты? Понятно, что все эти вопросы адресованы не участникам нашего павильона, которые каждый по-своему, как сказано в аннотации, решил «трансформировать» привычный образ столицы. Судя по всему, лучшие достижения модернизма в Москве навсегда останутся виртуальными.

"