Posted 25 августа 2014,, 20:00

Published 25 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:05

Updated 8 марта, 02:05

Решающий момент

Решающий момент

25 августа 2014, 20:00
В Мадриде, в выставочном зале MAPFRE, проходит выставка работ французского фотографа и фотожурналиста Анри Картье-Брессона, одного из отцов фоторепортажа и выдающегося мастера реалистичной фотографии ХХ века. Это первая большая ретроспектива, которая проводится в Европе после смерти гениального мастера в 2004 году.

Брессону было не важно, кого и что снимать, главным был момент истины, он не признавал постановочную съемку, какой бы правдоподобной она ни была. Это ему принадлежат знаменитые слова «Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю». Это было его творческим и жизненным кредо, и судьба щедро наградила его за верность своим принципам: Анри Картье-Брессон был свидетелем самых удивительных и значимых событий ХХ века. В 1954 году он становится первым зарубежным фотографом, посетившим СССР после смерти Сталина. В том же 1954 году Лувр организует свою первую выставку фотографий, и это были работы Картье-Брессона. Он снимал обычных людей из толпы и знаменитостей. В его объектив попали Анри Матисс, Альбер Камю, Поль Валери, Уильям Фолкнер, Трумен Капоте, Андре Бретон, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Коко Шанель, Ролан Барт, Луи Арагон, Жоан Миро.

Анри Картье-Брессон – легендарная личность, культовая фигура в мире фотографии, поэтому, как и положено в таких случаях, о методах его работы сложено немало легенд. Одна из них – о его способности всегда оставаться «невидимым» для людей, которых он снимал. Для этого он якобы заклеивал бликующие металлические части фотоаппарата черной изолентой, чтобы они не блестели. Другая – о том, что он всегда делал законченный снимок в момент съемки и никогда не изменял, не кадрировал сделанную однажды фотографию (потом это было опровергнуто тестовыми отпечатками). Третья – о том, что Брессон сам никогда не печатал и не проявлял пленку. Четвертая утверждает, что фотограф принципиально не пользовался «телевиком» (мощным объективом, позволяющим делать отличные снимки с большого расстояния), а снимал только объективом с «нормальным» фокусным расстоянием, из-за чего вынужден был близко подходить к объекту и вступать с ним в непосредственный контакт. Сколько в этих легендах правды, а сколько вымысла, наверное, важно для специалистов, но не для зрителей. Все без исключения «брессоновские» фотографии берут своей правдивостью, жизненностью, репортажностью, неприкрытой и беспристрастной правдой, эмоциональностью реальной жизни, которую невозможно срежиссировать, кульминационным «решающим моментом» (известный в мире профессиональной фотожурналистики термин), который фотограф должен поймать в объектив и зафиксировать на пленку. Это всего лишь миг, композицию, светотени и акценты в котором расставляет сама жизнь, увидеть его и есть настоящий талант гениального фотографа. В 1952 году Брессон напишет книгу, которую так и назовет – «Решающий момент».

Мадридская выставка, организованная Фондом MAPFRE совместно с Национальным центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж) и Фондом Анри Картье-Брессона, представляет более пятисот фотографий, рисунков и картин, фильмов и документов из 20 коллекций со всего мира – частных и музейных. Экспозиция охватывает почти все творчество фотографа – более 70 лет карьеры. Брессон родился в 1908 году, а умер в 2004-м, на его фотографиях – весь ХХ век с его многочисленными потрясениями, страданиями и бедствиями, радостными и печальными событиями, на которые была так щедра новейшая история.

Кураторы выставки тематически разделили экспозицию на три части. Первая – период между 1926 и 1935 годами, когда Картье-Брессон был увлечен сюрреализмом и ловил объективом загадочные композиции и необычные ракурсы, созданные самой жизнью, к этому же периоду относятся его первые серьезные фотографические работы, фоторепортажи из больших путешествий. Художник и график, он увлекся фотографией после своего путешествия в Африку в 1930–1932 годах. Его впечатлили снимки великих французских фотографов Эжена Атже и Андре Кертеса, но самое сильное впечатление произвел снимок, сделанный одним из самых талантливых фотографов минувшего века Мартином Мункачи, который запечатлел трех чернокожих людей, голышом бросающихся в озеро Танганьика. Вернувшись во Францию, в Марселе Анри приобретает фотоаппарат Leica – 35-миллимитровую камеру, с которой он и начнет восхождение на вершину фотоискусства.

Второй раздел выставки посвящен политическим взглядам и пристрастиям фотографа, сформировавшимся после его возвращения во Францию из Америки в 1936 году и до его возвращения обратно в Нью-Йорке в 1946-м. Этот период вместил огромное количество репортажей, к нему относятся фотографии испанской серии (гражданская война в Испании), оккупированного немцами и освобожденного в 1944 году Парижа. И, наконец, третья часть выставки – это период творчества, который начался в 1947 году, с созданием фотоагентства «Магнум Фото» (Magnum Photos), и длился до 1970 года. Знаменитое содружество фотожурналистов, среди которых были Дэвид Сэймур, Джордж Роджер, Роберт Капа и другие звезды фотографии, стало первым в мире фотоагентством, распространявшим репортажные снимки в печати. Кому же, как не Анри Картье-Брессону, патриарху фоторепортажа, противнику постановочных съемок и кадрирования фотографий, суждено было стать идейным вдохновителем агентства!

Фотовыставка-ретроспектива Анри Картье-Брессона продлится в Мадриде до 7 сентября.

"