Рус
Eng

Лучше жар-птица в руках

Лучше жар-птица в руках

Лучше жар-птица в руках

26 августа 2014, 00:00
Культура
Лейла ГУЧМАЗОВА
Какие бы бури ни сотрясали политику, лондонские импресарио Виктор и Лилиан Хоххаузер умеют с ними справиться. Уже почти полвека эти авторитетные специалисты привозят в Лондон все еще котируемый в мире русский балет – сначала советский, теперь российский. Уже в апреле Royal Opera House был засыпан промо-продукцией к пре

Лет десять назад Мариинский балет был безоговорочным мировым лидером, храбро обновившим репертуар и выставившим на сцену новое поколение звезд. Тому способствовал тогдашний шеф балета Махарбек Вазиев со своим здравым смыслом и безупречным чутьем (сейчас руководящий балетом «Ла Скала»). С его ухода в 2008-м Мариинский балет не предложил ни громовых премьер, ни новых идей, ни залпа новых звезд, сравнимого с поколением Ульяна Лопаткина – Диана Вишнева – Светлана Захарова. И все же нынешняя труппа в русской традиции не мытьем, так катаньем (не репертуаром, так исполнителями) взяла Лондон.

Сцена Royal Opera House увидела пять программ, три из них были сразу назначены любимцами: британцы любят подробные балетные истории большого формата в три-четыре акта, с множеством героев и драматической игрой. Петербургское «Лебединое озеро» показали девять раз подряд (и зал был продан!), в честь юбилейного года Шекспира его родину порадовали «Ромео и Джульетта» и «Сон в летнюю ночь», за современный эксклюзив театра отвечала «Золушка» Алексея Ратманского. Танцевали Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Виктория Терешкина, Екатерина Кондаурова, Алина Сомова, Владимир Шкляров, Александр Сергеев, только что принятая в труппу Кристина Шапран и артист на особом счету Ксавьер Париш, чье появление в труппе нуждается в ремарке.

В отсутствие сенсаций в репертуаре руководитель балета Юрий Фатеев, как это принято, стал искать спасение в кадрах и после очередных гастролей в Лондоне то ли по наитию, то ли по расчету сделал ход конем – пригласил в Мариинский театр способного мальчика из кордебалета «Ковент-Гарден». За пять прошедших лет питерские педагоги старой школы сняли с него стружку, и мальчик, как прыгнувший в кипящий котел Иван, превратился в принца – Ксавьера Париша. Теперь лондонская критика млеет от его крепкой техники, «вызывающе романтического вида» и умения держаться на сцене. В Лондоне этот живой залог российско-британской балетной дружбы еще и прекрасно подали – в роли любимца муз Аполлона в хореографии Джорджа Баланчина.

Но главных комплиментов удостоились все-таки звезды-аборигены. Тоже не сразу и не единогласно: блогер и лучший русский гид Лондона Сергей Сенин обнаружил у британцев ироничный взгляд на «Ромео и Джульетту» в хореографии Леонида Лавровского, легендарный спектакль, больше полувека назад потрясший мир. Ирония объяснима – даже гениальная постановка не может так долго оставаться живой, в ней видны длинноты, пресловутая музейность, страсти в духе старого кино – типичная old school. Все так, если бы не существенное «но» – Диана Вишнева в роли Джульетты. Даже для самых строгих критиков отменный технический класс балерины не затмил ее актерского таланта: эта игривая Джульетта на глазах превращается в волевую женщину, способную умереть за убеждения, и знающих толк в драме британцев такая Джульетта не оставила равнодушными.

В итоге рядом с растопившими холодок опытными звездами свои похвалы получила и молодая поросль – Жар-птица Юлия Степанова, принц в «Золушке» Константин Зверев, Одетта-Одиллия Оксана Скорик. Так что общему зачету можно радоваться: «Компания, раньше известная как Кировский балет, ослепляет талантом «Ковент-Гарден» в одиннадцатый раз с 1961 года». Мариинский стал самой часто гастролирующей в «Ковент-Гарден» балетной труппой, и Лондон, поразмыслив и не сдержав восторга, вновь подтвердил ее репутацию.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter