Posted 25 августа 2008,, 20:00

Published 25 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:52

Updated 8 марта, 07:52

Никакого рока

Никакого рока

25 августа 2008, 20:00
В этом году фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» проходил уже в одиннадцатый раз. И, как обычно, на нем играли только те, кто исполняет настоящую импровизационную музыку (би-боп, мейнстрим, джаз-рок и подобное). Те, кто уже состоялся в этом стиле. Никаких модных новичков, эйсид-джаза, диджеев, танцевальных ритмов и прочего.

Тем не менее публики меньше не становится. Даже наоборот. В сезон отпусков здесь собирается изрядное количество народу, не особенно беспокоящегося о том, что с ним не заигрывают. Дело, конечно, не столько в музыке, сколько в атмосфере: центр Москвы, но свежий воздух. Ехать недалеко, но можно валяться на травке. В этом году погода еще как по заказу – с утра немного пасмурно, но к 17.00, первому концерту фестивального дня, погода «разгуливается». Приличная публика гарантирована: все трезвые, хотя и много молодежи. И даже охранников мало, а которые есть – те вежливые. В общем, подобная атмосфера бывает еще разве что в Архангельском. Но то далеко. А это – здесь, на Каретном.

Клавишник Джордж Коллиган (работал много лет с Кассандрой Уилсон и другими звездами непопсового джаза) выступил с российским составом: гитарист Игорь Золотухин и барабанщик Евгений Рябой, обладатель диплома Беркли и играющий со всеми заезжими иностранцами. Это было, в общем, хорошо, но ожидали большего. Записи, где Коллиган играет на электрооргане, услышать можно нечасто, все больше – на рояле. Но в «электричестве» он тоже хорош. Битловскую Come Together сыграли просто и энергично – как настоящий рок-н-ролл!

С квартетом барабанщика Олега Бутмана и пианисткой Натальей Смирновой выступила певица из США Нефертари Бэй. Исполнялись стандарты. Как говорят джазмены, «шаровые стандарты» – то есть песни, которые музыканты разучили еще в школе. Похоже, с этим надо заканчивать. Когда исполняется сначала Summertime, а следом – Caravan, честное слово, это значит, что они не репетировали. В лучшем случае – сыграли один раз вместе. Все эти свободные куски с хитрыми импровизациями пока еще способны умилять публику, но скоро никого возбуждать не будут.

Польский джаз – это веха для джазменов старшего поколения. Грин практически каждый год приглашает какого-нибудь мощного поляка, классика польского (а то и американского) джаза. В этом году поляк Адам Макович играл соло на рояле. Авторские вещи и стандарт Speak Low. Вдумчиво, филигранно. Те, кто помнит Маковича по игре на электрическом пианино Fender Rhodes, были несколько разочарованы. Но это просто другая музыка. Может быть, такое не для концерта на открытом воздухе, но все равно хорошо.

Знакомый нашей публике тенор-саксофонист из Израиля Роберт Анчиполовский сыграл с Лари Уиллисом – черный пианист, участник исторической джаз-роковой группы «Blood, Sweat and Tears». На третий день Москва увидела австрияка Карлхайнца Миклина. Точнее, целых двух Карлхайнцев Миклиных – собственно, обещанного саксофониста и его сына, барабанщика. И контрабасиста. Крепкий фирменный европейский состав. Хороший звук и хорошие темы. Психоделика, свободные формы, мелодии разных народов: Африка, латино, композиции в духе современного европейского «умного» джаза. Впечатляет то, как Миклин-старший играет медитативные и психоделические темы на высоких инструментах, флейте или сопрано-саксофоне. Виртуозно играет на сопрано, очень быстро.

Предпоследний участник – чернокожий высоченный дядька с дрэдами до пояса, Крэг Хенди. Первый раз он выступил в России чуть не десять лет тому назад и, как ни странно, в Новокузнецке. Потом через несколько лет его стали приглашать в Москву. Хенди, кстати, участник Mingus Big Band, куда входят наши соотечественники Борис Козлов (контрабас) и Алекс Сипягин (труба). Хенди начал с авторской It’s Up To You. Представил интересное прочтение великих «Гигантских шагов» – Giant Steps Джона Колтрейна. Тема всем известна, импровизация Хенди ни на что не похожа. Под конец он сыграл эту тему на флейте – такого, кажется, вообще никто никогда не делал. Играет здорово, звук – мясистый, мощный. Ему аккомпанировали наши, в том числе яркий пианист Яков Окунь. Еще один герой фестиваля – молодой, но уже достаточно известный пианист Иван Фармаковский. Он представил авторскую программу. Выступление, принятое публикой на «ура», он оценил скромно: «На этой сцене играли замечательные музыканты, так что и мы не могли здесь плохо сыграть. Сыграть плохо нам бы совесть не позволила!»

"