Posted 25 августа 2004,, 20:00

Published 25 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Свято место «Пусто»

Свято место «Пусто»

25 августа 2004, 20:00
Завтра на Кадашевской набережной (рядом с Третьяковской галереей) откроется Третий смотр видеоарта под названием «Пусто». Три вечера подряд любой желающий сможет полюбоваться на последние видеошедевры российских и немецких художников, спроецированные на стену одного из московских зданий.

Фестиваль «Пусто» задумывался как яркое народное действо. Ведь видеоарт в своем самом простом варианте – это занятные короткометражки, эдакие ожившие комиксы, изобретенные современными художниками-концептуалистами. А по большому счету это лаборатория разных артистических придумок. Смотреть на работу такой лаборатории забавно и совсем не утомительно даже для стороннего неискушенного зрителя. Однако, вопреки ожиданиям кураторов, почин до сих пор остается пока на обочине галерейно-музейной жизни. Проект поддержали только западные гости. Наши официальные инстанции пока остались равнодушными. К примеру, первоначально была достигнута договоренность проецировать короткие фильмы художников на стену ЦДХ, но в последний момент организаторы получили отказ и вернулись к пустырю на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной. Таким образом, фестиваль вновь оправдал свое название – видеоарт пока способен оккупировать лишь пустующие места (и в городе, и в музейной жизни). Кстати, самый первый показ видео в 2002 году проходил на Пушкинской площади, где в качестве экрана был использован пустой рекламный щит.

Опасения тех ответственных лиц, что не допустили видеоэкспериментов на стене ЦДХ, вполне понятны. Слишком часто видеохудожники создают работы намеренно провокационные. Взять хотя бы эпатажный дуэт Вячеслава Мизина и Александра Шабурова – хедлайнеров предстоящего смотра. Они заявили, что собираются показать часть своего проекта «Вдвоем против мафии». Художники превратились в сумасшедших агентов, борющихся с «мировым злом, разъедающим русскую действительность». По их мнению, одним из таких зол являются теперь мафиози, зомбирующие наших невинных девушек и заставляющие их заниматься всякими непотребными делами (серия Show Girls). Никто не может поручиться, насколько нормативной окажется лексика песен, которые предложит спеть зрителям Сергей Шутов в своем проекте «Караоке». Зато можно быть спокойным за Андрея Бартенева: там, где он, всегда праздник.

С каждым годом география смотра расширяется, к сегодняшнему дню он превратился в международный. В этом году ожидается далеко не галерейный междусобойчик, а целое интернациональное шоу. Помимо достижений современного видеоарта на фестивале планируется представить документальные съемки перформансов, хеппенингов и художественных акций. Также будут продемонстрированы игровые и неигровые фильмы и даже анимация. Фестиваль соберет более сорока участников. Особую заинтересованность в проекте на этот раз выказал Немецкий культурный центр, пообещав интересную ретроспективу зарубежного искусства прошлого и нынешнего веков (немецкого и австрийского).

Судя по всему, «Пусто» станет первой ласточкой в сентябрьском прорыве молодого и активного искусства на московскую сцену. После того как дом на Кадашевской набережной озарится лучами видеопроекторов, почти весь двор Музея архитектуры оккупируют огромные листы с граффити – искусством рисунка на стенах зданий. Музей архитектуры пошел на беспрецедентный шаг – он пригласил тех художников, которые, по мнению большинства критиков, скорее уродуют здания, чем украшают их. Мастера граффити в выходные дни проведут акцию у стадиона «Олимпийский» в рамках фестиваля по экстремальным видам спорта. Наконец, в середине сентября пиршество для галеристов и «актуальных» художников продолжится на берегах Клязьминского водохранилища, где пройдет фестиваль «Арт-Клязьма».




На фестивале ПУСТО будет полно художников

"