Posted 26 июля 2016,, 13:34

Published 26 июля 2016,, 13:34

Modified 8 марта, 03:00

Updated 8 марта, 03:00

Создатель фестиваля KUBANA Илья Островский

Создатель фестиваля KUBANA Илья Островский

26 июля 2016, 13:34
С 11 по 14 августа в центре Риги на острове Луцавсала пройдет музыкальный фестиваль KUBANA, придуманный в 2009 году директором групп «Тараканы!» и «Приключения электроников» Ильей Островским. За пару лет локальный фестиваль в деревне у Черного моря превратился в крупнейший оупен-эйр в России, в станице Благовещенская и

– Илья, после всего, что происходило с фестивалем, после прокурорских проверок и отмен выступлений, после провальной с финансовой точки зрения прошлогодней «Кубаны» – как вы себя чувствуете? Откуда у вас силы на грядущий фестиваль?

– На данный момент я чувствую себя неплохо. Глобально – у меня накопилась огромная усталость от всех этих перипетий, которые случались с нашим фестивалем за последние годы. Разумеется, это сильно мешает творческому и организационному процессу. Я хотел бы сконцентрироваться непосредственно на музыкальной и творческой составляющей мероприятия, нежели на решении каких-то глобальных межгалактических проблем. Но пока силы нахожу.

– Вы начали заниматься концертами в Латвии. Расскажите, какой в этой стране концертный рынок, какие условия, как в него принимают новых игроков?

– Знаете, в большей степени организация концертов в Прибалтике – это вынужденная история, потому что нам приходится, с одной стороны, нащупывать тонкие нити местного рынка, и, с другой стороны, поддерживать свое финансовое положение, очень сильно пошатнувшееся за последние годы.

Особенности заключаются в том, что все латвийское общество разделено на два лагеря: это русскоговорящие люди и этнические латыши. Музыкальный рынок разделен по такому принципу: русскоязычная аудитория интересуется в основном русским роком, эстрадой, пост-советскими коллективами, а латвийская аудитория больше ориентирована на западную музыку, западную культуру, она в принципе не интересуется всем, что исполняется на русском языке. Это всегда приходится учитывать, когда мы делаем фестиваль, потому что он сочетает и русскоязычную, и западную музыку. Приходится маневрировать.

– Рига – не самый молодой город, и молодежь в нем не задерживается. Учитываете ли вы это, когда делаете фестиваль?

– Да, это правда, молодежь здесь надолго не задерживается, потому что рабочих мест мало и карьерный рост сильно усложнен. Молодые люди стремятся в Западную Европу. Но KUBANA, во-первых, ориентирована не только на Латвию, но и на всю Прибалтику, мы стараемся привлечь аудиторию из Западной Европы, ну и не забываем про Россию.

– Много ли общего у вашего фестиваля и латвийского международного оупен-эйра Positivus (в этом году на Positivus выступали Игги Поп, Джон Ньюмен, M-83 и другие. – «НИ»).

– Нет, это совсем разные фестивали. На Positivus все, что связано с Россией и русским языком, вычеркнуто подчистую. На территории нет ни одной надписи на русском языке, на сценах нет русскоязычных артистов. Positivus как раз ориентирован на Запад.

В Прибалтике не так много людей, которые составляют аудиторию музыкальных фестивалей, поэтому аудитории KUBANA и Positivus будут неизбежно пересекаться, но в целом на эти фестивали ездят разные люди. Отличаются фестивали и по атмосфере: KUBANA всегда славилась ощущением праздника, отпуска (раньше – морского, теперь – европейского и городского), а Positivus, как мне кажется, это латвийский вариант «Нашествия» – на него едут все, потому что нельзя не поехать, нельзя сотый раз подряд не послушать одни и те же песни, потусоваться с друзьями в палаточном лагере и т.д. Для меня это выглядит так. Тем не менее Positivus очень симпатичный фестиваль, я был на нем дважды, и мне понравилось, единственное – музыка там играет совсем не моя.

KUBANA занимает принципиально иную нишу. Теперь мы работаем в формате городского мероприятия и затрагиваем другой пласт музыкальной культуры.

– Кажется, что на сегодняшний день лайн-ап (список выступающих) «Кубаны» в основном состоит из артистов, которые уже приезжали на фестиваль в разное время…

– Лайн-ап этой «Кубаны» наибольшим образом пестрит новыми именами, если не брать во внимание открытие. Да, на открытие мы сознательно решили позвать тех, кого уже давно полюбили постоянные посетители фестиваля, и самое интересное, что это группы, которые ни разу не выступали в Прибалтике (речь идет о командах NOFX, Enter Shikari, The Subways и Максиме из золотого состава The Prodigy. – «НИ»). Поэтому мы посчитали важным показать местной публике именно «кубановских» любимцев.

Конечно, в лайн-апе есть коллективы, которые на фестивале уже появлялись, но это происходит из года в год, от этого никуда не уйдешь. На самом деле для грядущей «Кубаны» мы очень сильно сократили сегмент русскоязычной музыки, но мы позвали и тех артистов, которые только иногда поют на русском языке – это «Вопли Вiдоплясова» и Brutto&Ляпис (в такой ипостаси Сергей Михалок у нас не выступал).

– За счет чего вы смогли сделать цены на билеты такими низкими? (Билет на 4 дня фестиваля стоит 9 тысяч рублей, билет схожей категории на фестиваль «Нашествие», где выступают исключительно отечественные группы, стоит 10 тысяч, билет на один день фестиваля Park Live – 7 тысяч. – «НИ»).

– Пришлось выполнять те условия, которые нам диктует Латвия. К сожалению, жители Латвии зарабатывают намного меньше, чем россияне (даже при сегодняшнем курсе валют), каждые 10 евро здесь являются довольно весомым аргументом, идти или не идти на мероприятие. Поэтому мы сделали беспрецедентно низкую цену на открытие фестиваля (14,99 евро) для того, чтобы привлечь максимальное количество людей. Хотелось бы, чтобы публика прониклась фестивалем и осталась с нами и в другие дни.

– Специальным гостем KUBANA в этом году будет Вахтанг Кикабидзе (в разные годы на фестиваль приезжали Михаил Боярский, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко и другие). Почему вы решили позвать именно его, и имеет ли какое-нибудь значение то, что он больше не приезжает в Россию?

– Не думаю, что это будет иметь принципиальное значение для посетителей фестиваля, но для меня это имело важное значение. У меня родилась идея пригласить Вахтанга Кикабидзе тогда, когда я рассматривал вариант переноса KUBANA в Грузию (в таком случае это был бы гость, который подразумевался сам собой).

Пригласить его в Россию раньше я не мог, ведь фестиваль появился в 2009 году, а Кикабидзе перестал выступать в России в 2008 году. Сейчас, задумавшись о специальном госте, я решил, что это хороший шанс показать в том числе и российской аудитории легендарного артиста.

– Не кажется ли вам, что организация фестивалей сегодня – это игра в рулетку? К примеру, фестиваль ANABUK был хорошо организован, выступали прекрасные артисты, а народу собралось не так много. Та же история с фестивалем Park Live.

– В эту рулетку я играю уже очень давно. Команда «Кубаны» каждый год делала вещи, из-за которых люди крутили пальцем у виска, всегда был риск, что ничего не сработает. Долгое время никто не мог поверить, что региональный музыкальный фестиваль, даже с хорошими артистами, сможет привлекать десятки тысяч людей. В первый раз эта рулетка сработала не в мою пользу в 2014 году, когда было неспокойно в Украине, в последний момент половина зарубежных артистов отказалась выступать. Второй раз я снова поставил не туда, когда принял решение проводить «Кубану» в Калининграде. Но, как и в любой рулетке, красное не может выпадать бесконечно, все равно рано или поздно выпадет черное, или наоборот. Даже если три раза подряд будет выпадать не тот цвет, я не перестану верить в то, что нужный момент стоит ждать. Нам долгое время везло. Думаю, логично, что какое-то время придется терпеть трудности.

Если говорить о московских фестивалях, то сегодня рынок перенасыщен, разнообразных предложений очень много. Но из-за кризиса людям приходится выбирать мероприятия более тщательно. Если раньше среднестатистический молодой человек мог себе позволить посетить за лето пять-шесть фестивалей, то сейчас речь идет об одном-двух, и тут побеждает сильнейший. Я адекватно воспринимаю то, что лайн-ап «Анабука», каким бы симпатичным он ни был для меня, объективно не мог сравниться с лайн-апами некоторых других фестивалей, которые проходили параллельно. Эту конкуренцию я проиграл, но вполне возможно, что завтра выиграю.

"