Posted 25 июля 2007,, 20:00

Published 25 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

Блестящие осколки

Блестящие осколки

25 июля 2007, 20:00
Блестящие осколки

Говорят, в супермаркетах есть негласное правило – товары эконом-класса, как и самые ходовые вещи, раскладывать уже ближе к выходу. Чтобы покупатель, нахватавший вначале фейхоа и пирожных, лишь под самый конец вспомнил: ба, хлеба-то не взял! В противном случае большинство посетителей сразу выносили бы буханки, не заботясь о дорогих сыре и мидиях. Как это ни странно звучит, но примерно такая же ситуация случилась с нашим культурным потреблением. Если говорить проще, сегодня в наличии масса экзотических диковин и товаров «на любителя», но категорически не хватает базовых, фундаментальных вещей.

Далеко ходить не стоит – можно зайти в книжный магазин. Прилавки пестрят «сенсациями» и «бестселлерами». Можно купить красочное издание, где подробно расписываются тонкости тосканских вин и секреты прохождения собеседований. Однако классику в ее полном (с комментариями) и серьезном варианте придется искать в букинистическом. Например, в разделе «История» имеется масса популярных книжек и брошюр о событиях прошлого и о замечательных людях тех лет. Все они написаны так, словно автора реально отослали в Античность или Средневековье с журналистским заданием – накопать сенсацию. Он и видит эту сенсацию, не более. Между тем трудов (и даже не трудов, а элементарных учебников), где бы по-новому рассказывалось об эпохах и закономерностях их развития, обнаружить не удастся. Так и получается, что древность или новое время приходится осваивать по советским книжкам из родительских шкафов.

Проблема не в кризисе академической науки. Просто издательства заточены совсем на другое – на громкий заголовок, на моментальный эффект. Оттого и появляется множество блестящих осколков, не желающих складываться в целое.

Примерно та же ситуация, хотя и менее заметная для человека непосвященного, в наших главных музеях. Основная их работа, которая у всех на виду, – выставки. Случается, что Третьяковка проводит три вернисажа в неделю, показывая какие-нибудь совсем уж изысканные вещи: забытых авангардистов или картины с английских аукционов. Исторический музей привозил из Царского Села по одному шедевру и неделя за неделей устраивал их презентации. Пушкинский музей заполняет выставками (по большей части довольно случайными) особняк, отстроенный слева от главного здания.

Между тем всякие движения по переделке основной экспозиции, – ради чего в музеи идут туристы и детские экскурсии, осуществляется вяло и без особого энтузиазма. Среди самых последних событий – открытие после ремонта зала Врубеля в Третьяковской галерее. Только тогда журналисты опомнились – столько времени музей жил без образцовых врубелевских вещей, и никто слова не сказал. Та же ситуация в Пушкинском: после того как из основного здания вынесли картины импрессионистов и создали из них по соседству галерею средней руки, «обновленные» залы так и не открылись.

Примеров можно перечислять много, но суть остается: количество не переходит в качество. Большинство культурных учреждений сегодня мыслит «проектами». Под проекты легче получить спонсорские деньги, проекты (особенно зарубежные) можно красиво подать. Критики с восторгом расписывают остроумные ходы устроителей выставок, новые технологии и необычайные сопоставления. Но все эти проектные прелести редко перепадают основным залам. Там по старинке пыль покрывает стандартный советский паек интеллигента. Лишь раздел ХХ века в Третьяковке время от времени переживает изменения, но, по сторонним оценкам, половинчатые и не слишком актуальные.

Из такой ситуации – разрыва между крутыми выставками и «музейной рутиной» – есть один остроумный выход, предложенный берлинскими музеями. К своим основным экспозициям они относятся, как к выставкам. Конечно, портрет Нефертити в Музее древностей никуда не денешь – это шедевр, хлеб насущный, за который туристы отдают немалые деньги. Но его можно подать с разными соусами и приправами. У нас же по большей части в музеях для гурманов – венские пирожные с кремовыми розами, а для обывателей – черствые и плесневелые буханки.

"