Posted 25 июня 2013,, 20:00

Published 25 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Тайное становится явным

Тайное становится явным

25 июня 2013, 20:00
Несколько сотен памятников XVIII – первой трети XIX веков, связанных с деятельностью Всемирного братства вольных каменщиков, представлены в рамках выставки «Премудрость Астреи», проходящей в эти дни в Эрмитаже. Тайный орден «вольных каменщиков», иначе называемый масонским, весьма почитал Астрею – «звездную деву», в дре

«Тайный орден» возник в начале XVIII столетия, в период завершения раскола христианского мира на католическую и православную церкви. Доминирующей целью масонов было новое воссоединение христианства; основные идеи концентрировались вокруг просветительской философии и практической филантропии. Выражаясь же высокопарно, желаемым для членов сообщества являлось не что иное, как возвращение «Златого века богини Астреи» – века всеобщей справедливости и законности.

Если верить бытовавшей в масонских кругах легенде, первым российским «вольным каменщиком» был Петр I. В масонство его «ввел» сам Магистр Великой английской Ложи Кристофер Рен, а случилось это во время Великого Посольства в Западную Европу в 1699 году. Согласно преданию, по возвращении в Россию Петр учредил первую русскую ложу, где отвел себе «должность» Второго стража. Первым стражем стал активный сторонник императора генерал Петр Гордон, Досточтимым Мастером – военный и государственный деятель Франц Лефорт. Однако документальных подтверждений данные обстоятельства, увы, не имеют.

…В годы царствования Елизаветы Петровны с разрешения правительства в Петербурге была открыта ложа Молчаливости, настоящий же расцвет русского масонства пришелся на эпоху провозгласившей себя покровительницей «вольных каменщиков» Екатерины II. «Масонство было у нас в XVIII веке единственным духовно-общественным движением, – писал впоследствии Николай Бердяев, – значение его было огромно… Лучшие русские люди были масонами… Масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, только оно и не было навязано сверху властью».

Даже произвольный «список» русских масонов впечатляет. В разные годы идеи масонства разделяли великие русские полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов, «солнце русской поэзии» Александр Пушкин, поэт Василий Жуковский, поэт и драматург Александр Сумароков, художники Владимир Боровиковский и Дмитрий Левицкий, архитекторы Василий Баженов и Андрей Воронихин…

Экспозиция, развернутая в Пикетном зале Зимнего дворца, позволяет увидеть предметы, использовавшиеся во время масонских обрядов и ритуалов, познакомиться с масонской символикой и атрибутикой, соприкоснуться с идеями «искания света» и «нравственного совершенствования», провозглашенными центральным персонажем российского масонства конца XVIII – начала XIX столетий социальным мыслителем, писателем и журналистом Николаем Новиковым.

…Стол и кресла карельской березы из петербургского дома видного музыкального деятеля графа Михаила Виельгорского украшены металлическими накладками в виде лир и масонских знаков. На печати автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» польского композитора Михала Клеофаса Огиньского запечатлен девиз ложи Соединенных друзей (основана в 1802 году) «Сила в единстве» (Les Amis Reunis). На медали в память Отечественной войны 1812 года, выполненной медальером, живописцем и масоном Федором Толстым, изображен главный масонский символ – всевидящее око в сияющем треугольнике. И кажется, что где-то в «небесных сферах» звучат строки другого известного масона Максимилиана Волошина: «Но я в своей душе возжгу иное око/ И землю приведу к сияющей мечте!»

"