Posted 25 мая 2015,, 21:00

Published 25 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:52

Updated 8 марта, 03:52

Тамильский тигр всех победил

Тамильский тигр всех победил

25 мая 2015, 21:00
Поистине, пути Каннского жюри неисповедимы. Кого только ни прочили в главные каннские лауреаты, какие только фильмы ни назывались (поскольку при всей доброкачественности конкурсной программы Канн-2015, абсолютный лидер так и не нарисовался).

Главенствовала в фестивальном списке претендентов, конечно, «Кэрол» Тодда Хейнса с блистательной Кейт Бланшетт. Однако двуглавый президент жюри (братья Коэны) единственному претендующему на приз соотечественнику не подыграл (второй номинант – Гас Ван Сент с неудачным «Морем деревьев» «из игры» давно выбыл), а шикарной Кэрол (Кейт Бланшетт) предпочел ее возлюбленную, скромную Терезу, продавщицу супермаркета, в исполнении Руни Мари, которой и был вручен приз за лучшую женскую роль. Поделив его с Эммануэль Берко, представляющей гетеросексуальные слои населения, и оценив ее женский напор в борьбе за мужчину, за своего «короля», харизматичного Венсана Касселя («Мой король» Майвенн Ле Беско).

Что касается «Золотой пальмы», лишь картина 63-летнего Жака Одиара «Дипан», кажется, не фигурировала ни в одном списке, ни в одних прогнозах. Притом, что она вовсе не плоха и, конечно же, политкорректна. Это весьма убедительная история о том, как молодой шриланкиец по имени Дипан, участник повстанческого движения «Тамильские тигры», устав воевать, бежит в Европу, в Париж, туда, где, как ему кажется, он сможет зажить спокойной мирной жизнью. Но когда появляется реальная угроза для жизни тех, кого он успел полюбить, ему в этой «спокойной» Европе вновь приходится стать воином. Фильм сделан мастерски, как и все, что делает Одиар, хотя в нем нет той бешеной энергетики, которая была в его «Пророке», получившем в 2009 году в Каннах Гран-при, и вряд ли об этом, в общем, проходном, фильме кто-нибудь будет долго помнить.

Что касается выбора жюри на Гран-при – его никто не удивил. Венгерская картина «Сын Саула» Ласло Немеша об узнике Освенцима с самого начала высоко оценивалась и публикой, и критикой. Кроме Гран-при жюри, картина получила престижный приз международной прессы ФИПРЕССИ. Это очень важная победа венгерского кинематографа, в последние годы испытывавшего большие сложности, к тому же совсем недавно потерявшего своего духовного лидера – Миклоша Янчо. Она тем более важна, что этот приз получил молодой режиссер, дебютант, ученик прославленного Бела Тарра.

Азиатский кинематограф также не был обойден вниманием братьев Коэнов и их коллегами по жюри. Из сильной команды азиатских режиссеров в лице Цзя Чжанкэ, Хирокадзу Коре-эда и Ху Сяосяня они выбрали последнего, назвав его лучшим из лучших. Приз за режиссуру Ху Сяосянь получил за историческую костюмную драму «Убийца».

Модный ныне грек Йоргос Лантимос удостоился Спецприза за «Омара» – фантастическую притчу на тему демографического кризиса. Не найдешь себе пару за 45 дней, говорится в фильме, – в козленочка превратишься. А то и в менее симпатичную скотину.

В картине мексиканского режиссера Мишеля Франко «Хроник» рассказана грустная, очень человечная история об одиночестве и смерти. Вполне привлекательный мужчина средних лет (Тим Рот) всю свою жизнь посвящает уходу за умирающими, в основном от рака, больными, работая сиделкой в тех домах, где родственники не хотят сдавать дорогих им людей на попечение государства. Потерявший в молодости любимую и так и не устроивший свою личную жизнь, Давид так же нуждается в своих немощных пациентах, как и они в нем. Эта тихая история была удостоена приза за лучший сценарий, который достался Мишелю Франко, хоть ни он, и никто другой в картине сценаристом не значатся.

Работа актера Венсана Линдона в фильме Стефана Бризе «Закон рынка» совершенно заслуженно была отмечена призом за лучшую мужскую роль. В этой производственной драме, снятой в духе соцреализма, Линдон точно и очень убедительно сыграл роль обычного человека средних лет, который в ситуации экономического кризиса пытается как-то выживать. При этом не за счет других, таких же, как он, бедолаг.

В целом все, кто заслуживал внимания и поощрения, его получили.

Благосклонностью жюри оказалась обойдена лишь ударная группа «главных» сегодняшних итальянцев – Нанни Моретти, Паоло Соррентино, Маттео Гарроне. Не тронули их сердца ни странная сказка для взрослых Гарроне («Сказка сказок»), ни великолепие красивой, ухоженной, хоть и немощной старости Соррентино («Молодость»), ни слезоточивая душевность Моретти («Моя мать»).

"