Posted 25 марта 2015,, 21:00

Published 25 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:58

Updated 8 марта, 03:58

Коммандос в МИДе

Коммандос в МИДе

25 марта 2015, 21:00
На кинофестивале франкофонии показали фильм Бертрана Тавернье «Набережная Орсэ» – редкий образчик производственной комедии в сановных кабинетах. Тавернье в рекомендациях не нуждается, его фильмографии уже полвека, но тут мэтр неожиданно заинтересовался комиксом. Ведь сценарий «Набережной Орсэ» изначально был именно «ис

В название картины вынесен реальный адрес Министерства иностранных дел Франции – в интерьерах на набережной Орсэ, 37 и проходили съемки. Именно здесь начинает свою работу молодой специалист Артур (Рафаэль Персонас), приглашенный на должность спичрайтера к самому министру. В роли последнего – хорошо известный Тьерри Лермитт. И следует отметить, что эта работа – лучшая у него в последнее время.

О министре Тайяре (а в карикатурном рисунке роли угадывается Доминик де Вильпен, глава МИДа Франции в 2002–2004 годах) мало сказать, что, мол, эксцентричен и артистичен. Он отчаянно жестикулирует (просто вдохновенная игра рук под де Вильпена), декламирует к месту и не к месту своего любимого Гераклита, а порой ведет себя как абсолютный самодур. Кстати, афоризмы-изречения из Гераклита Тавернье выбрал как условное деление на главы. Министр обращается к молодому помощнику не иначе как «дружище», хлопает того по плечу и при первом же знакомстве заявляет, что ему в стенах его ведомства нужна коммандос, а не просто группа послушных единомышленников. Кстати, в роли советницы по Африке выступила Жюли Гайе (про которую недавно много писала светская пресса в связи с ныне действующим президентом Франции), что добавляет пикантности фильму.

Почти каждый день в МИДе – сумбур и хаос, начальник требует постоянного переписывания речей, а сотрудники не успевают перехватить сэндвич. В кабинетах на набережной Орсэ бурлит броуновское движение.

Комизм бытовых ситуаций режиссер усиливает антитезами про правых и левых, подчеркивая, что даже левацкие взгляды молодого героя не помешают тому пройти хорошую школу. Артур пишет везде: в авто, на коленке, под лестницей, в общем, где придется. Подчиненные Тайяра безрезультатно пытаются внушить тому, что обед с нобелевским лауреатом (в этой эпизодической роли сыграла Джейн Биркин) – это прекрасно, но ведь «мы же хорвата уже семь раз переносили».

С одной стороны, перипетии фильма отчасти напоминают главный конфликт в «Дьявол носит Прада», где начальница – Мэрил Стрип отменно «дрессировала» всех вокруг. Но, с другой стороны, в фильме Тавернье начинающий карьерист Артур постепенно принимает все эскапады шефа.

Ведь того следует воспринимать не более как шумного соседа сверху: да, мешает, но жить можно. Так учит Артура пожилой трудяга Клод Мопа, директор канцелярии Тайяра, истинный дипломат, реально спасающий министерство в каждодневном цейтноте. Прекрасна игра маститого Нильса Ареструпа в этой роли, за которую он получил премию «Сезар».

Как откровенно зубастую политическую сатиру «Набережную Орсэ» можно воспринимать фрагментами, но все же это не «Хвост виляет собакой» (или «Плутовство») Барри Левинсона. Тавернье добавил чисто французский юмор, по сути, показав, как можно шутить в присутственных местах, оставаясь застегнутым на все пуговицы.

"