Posted 25 марта 2015,, 21:00

Published 25 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:58

Updated 8 марта, 03:58

Столицы рулят

Столицы рулят

25 марта 2015, 21:00
Конкурс «Русский балет», организованный Министерством культуры и Фондом социально-культурных инициатив Светланы Медведевой, во второй раз прошел на Новой сцене Большого театра. В нем приняли участие 27 молодых солистов.

Награда – металлическая статуэтка в виде двух пуантов – красовалась на подиуме перед сценой, и публика с удовольствием фотографировалась рядом. Особенность конкурса в том, что его участники – студенты старших курсов и недавние выпускники балетных вузов России. Соискатель должен исполнить две вариации из классических балетов или одно па-де-де (оттуда же). Современного танца, как и два года назад, не было совсем: «Русский балет» подчеркивает приверженность академизму. Классика – это, без иронии, прекрасно, это, несомненно, наше все. Но хочется задать вопрос, который уже возникал на первом «Русском балете»: что будут делать выпускники, когда придут работать в реальный театр – у нас или за рубежом – с разнообразным репертуаром? В ситуации, когда, судя по регламенту этого конкурса, все, что выходит за рамки традиции, маститым наставникам кажется не особенно важным?

Как и ранее география конкурса охватывала всю страну, но, как и в прошлый раз, тон задавали Московская и Санкт-Петербургская академии хореографии. Главы этих учебных заведений в отличие от своих коллег из провинции сидели в жюри конкурса, которое, как всегда, возглавил Юрий Григорович. Результат просмотра, так же как два года назад, оказался географически локализован, лишь количество наград увеличилось вдвое. В числе участников, выбранных на финальный тур в столице, были ученики 13 российских школ, но призы, кроме одного, получили москвичи и петербуржцы. В каких-то позициях это было творчески обоснованно, в других – вызывало вопросы. Флагманы нашего балетного образования подтвердили свое первенство. То, о котором как о несомненном и очевидном еще до смотра сказал член жюри Николай Цискаридзе: «Как обычно, столичные дети будут сильно отличаться от тех, кто приехал издалека». Оно, может, весьма часто и так, но не всегда же! И почему тогда не поощрили действительно талантливого столичного юношу – ученика школы при Театре танца «Гжель»? Алексей Зуев и его неконкурсная партнерша Нина Колоскова привлекли внимание уже выбором репертуара: они показали редчайшее на российских подмостках «Тирольское па-де-де» Бурнонвиля. И исполнили его с трогательным артистизмом и стилистической чуткостью, что выгодно отличало их от многих других конкурсантов, в том числе и лауреатов, для которых понятие «стиль» – пока еще тайна за семью печатями.

Гран-при достался Алексею Путинцеву из Москвы. Он крепко станцевал фрагмент из балета «Эсмеральда», представ, как и положено, в облике «античного» охотника Актеона, мужественно кокетничающего с богиней Дианой. Победитель сможет – по желанию – пройти стажировку в одном из ведущих балетных театров страны. Воспитавшая его Московская академия получила 300 тыс. рублей. Первую премию вручили дуэту Марфы Сидоренко и Дэвида Мотта Соареса (та же школа) – за технически очень трудное концертное «Классическое па-де-де». Девушка, которую уверенно прочат в примы, показала хорошую устойчивость, серьезную, в общем, технику и завидное сценическое спокойствие. Упустив, правда, некоторые краски, криво исполнив фуэте и «прилепив» к хореографии манерные руки, совершенно здесь не нужные. Вторую премию дали Алене Ледях из академии Вагановой и Николаю Мальцеву из Новосибирска. Мальчик обладает отменным прыжком, что продемонстрировал в двух вариациях из «Талисмана» и «Пламени Парижа». Третью премию поделили способный Иннокентий Юлдашев из вагановской академии (но не без проблем с вращением) и москвичка Анастасия Захарова из частной школы имени Леонида Лавровского. Премия девушке явно дана на вырост.

«Русский балет» серьезно продвинулся в том, что ректор Московской академии хореографии Марина Леонова называет «проблемой авторизации исполняемого классического материала». Говоря проще, это означает уничтожение технической отсебятины, как правило, вставляемой танцовщиками и их педагогами в конкурсные показы – с целью замаскировать недостатки, выпятить достоинства и выгодней подать исполнителя. Особенно порадовали объявления имен композиторов и авторов танцев: многочисленные ошибки, кочующие из конкурса в конкурс, наконец-то устранены. В кулуарах говорили, что этим мы обязаны знатоку старинных балетов Юрию Бурлаке. За что ему огромная благодарность.

"