Posted 25 марта 2014,, 20:00

Published 25 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:09

Updated 8 марта, 02:09

Бард Олег Митяев

Бард Олег Митяев

25 марта 2014, 20:00
В апреле в Москве состоится большой фестиваль песни и поэзии «Крепитесь, люди!», который проводит Олег Митяев. Сегодня, когда люди становятся все более разобщены, музыкант хочет, чтобы его зрители приобщились к высокой поэзии, вспомнили корифеев авторской песни и послушали их композиции в исполнении известных актеров и

– Олег, расскажите о предстоящем фестивале «Крепитесь, люди!».

– Мне кажется, такой фестиваль должен проходить каждый месяц в каждом городе, но и этого было бы ничтожно мало. Зародить традицию очень непросто. Но было бы неплохо зародить такую традицию, которая будет работать на повышение образования и воспитания в нашей стране. Я, конечно же, не ставлю перед собой грандиозных задач и не испытываю надежды на то, что этот фестиваль перевернет представления подрастающего поколения о поэзии... Вряд ли все кинутся в библиотеки и станут читать, образовываться и популяризировать Пушкина, Пастернака, Цветаеву и Ахматову. Это процесс непростой, он требует определенных усилий, а молодежь в основном не очень склонна заставлять себя работать. И это уже вина наша, вина воспитателей, учителей. Хотелось бы, чтобы эта ситуация изменилась.

– На этом первом фестивале вы планируете поздравить с юбилеем Сергея Никитина и вспомнить юбиляров – Окуджаву, Визбора, Вертинского... Будут звучать их песни?

– Да, конечно. Кто-то сможет сам присутствовать на вечере, чьи-то песни прозвучат в другом исполнении. Например, Новелла Матвеева по состоянию здоровья не будет присутствовать, но мы с удовольствием будем петь ее песни. К сожалению, Валентин Гафт попал в больницу, а предполагалось, что он напишет четверостишия для каждого участника. Надеюсь, что Алексей Баталов будет в полном здравии и придет почитать нам стихи Ахматовой. Ансамбль «Песни нашего века» споет песни наших классиков. А ведь этот ансамбль состоит из отдельных творческих единиц, которые сами по себе тоже представляют большую ценность, поэтому выступят и Мищуки, и Александр Мирзоян, и Елена Фролова...

– То есть шоу часов на восемь растянется?

– Нет, мы ограничены рамками трех с половиной часов. Но фестиваль же предполагается сделать традиционным: что не успеем в этот раз – сделаем в следующий. И дело даже не в юбилеях, это ведь только повод.

– Вам, наверное, экономически было бы выгоднее устроить сольный концерт на этой площадке, чем проводить целый фестиваль?

– Конечно, на сольном концерте можно заработать, но в данном случае я даже не предполагаю, что фестиваль принесет какие-то деньги.

– То есть это для вас некая миссия?

– Я не люблю таких слов красивых. Я не знаю, почему это делаю. Наверно, потому, что мне это нравится и я сам хочу это увидеть и услышать. Мне приятно общаться с людьми, которые будут участвовать.

– Фестиваль устраивается в сложное время. Нет опасения, что послушать высокую поэзию придет небольшая кучка интеллигентов?

– Сколько я себя помню, подходящего для высокой поэзии времени никогда не было. Никто не объявлял: вот оно, самое время, поэты, выходите! Когда наши шестидесятники собирали стадионы, я в этом еще не участвовал. Хотя нет, у меня был некоторый опыт: в 1986 году была такая затея – «Марш мира» с участием Булата Окуджавы, Александра Городницкого, Евгения Клячкина, Юрия Кукина, Вероники Долиной и других бардов. Мы выступали в Казани на стадионе перед 30-тысячной аудиторией, потом в Набережных Челнах, Челябинске, везде было битком. А в «Лужниках» было около десяти концертов перед полными залами.

– Общество сейчас крайне разобщено, и, судя по Интернету, люди готовы друг другу глотки перегрызть. До поэзии ли тут?

– Это очень плохо. Но что, если не искусство, должно воспитывать людей? Очень печально, что некоторые люди живут без большой литературы и даже не подозревают, может быть, чего себя лишают. Увы, нехватка образования и воспитания ощущается в обществе все сильнее.

– Что надо сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?

– Надо делать все, кроме революции. Хотя... может быть, в данной сфере уместны именно революционные преобразования. Я вообще сторонник каких-то постепенных шагов, но тихая революция в области образования и пропаганды великой русской литературы меня бы вполне устроила.

– Для нее необходима государственная воля или движение ростков снизу вроде вашего фестиваля тоже способно ее приблизить?

– Государственная воля крайне желательна, но и без нее есть люди, которые ничего с собой не могут поделать.

– Что вы думаете о моде на коллективные письма деятелей культуры?

– Меня от того, чтобы подписать какое-нибудь письмо, сдерживает отсутствие информации. Одни говорят одно, другие – другое, а суть происходящего все равно непонятна. Меня, правда, никто и не просил ничего подписывать.

– Что хорошего вы бы взяли в будущее из «светлого прошлого»?

– Надо понимать, какой ценой это хорошее было достигнуто. Но если об этом не задумываться, то можно сказать следующее. Когда я приезжаю в свой родной Ленинский район города Челябинска, я вспоминаю, где стояли библиотека, дворец спорта, дворец культуры. Расцветала оранжерея, были прямые проспекты, хорошо озелененные, вовремя поливаемые. Было очень красиво. А сегодня это какой-то «шанхай», застроенный-перестроенный, раскореженный, неремонтируемый...

– И на месте библиотеки – автосалон?

– Да! Конечно, меня это расстраивает. Может быть, это переходный период, но тогда, может быть, надо об этом людей информировать. Хочется, знаете ли, быть в курсе, куда это мы переходим.

– Вас еще не затронула череда отмен концертов на Украине?

– Нет пока. Но тут, как Жванецкий говорил, когда такое начинается, мы уже готовы. Мы ведь опытные люди. Недавно вышли из подполья и в любой момент готовы уйти обратно. Но меня лично пока это не коснулось.

– Для вас важны свобода передвижения по миру, отсутствие цензуры в Интернете? Мы вроде бы привыкли к этим вещам, но сейчас есть угроза, что их сильно ограничат.

– Мне сложно судить, как нужно организовать правильное государство. Непонятно, чего мы хотим добиться – благосостояния людей и мирного неба над головой или единой нации, которая за что-то борется. Объясните тогда, за что мы боремся. Вы знаете, еще в советские времена, в 1981 году или даже раньше, я оказался в Австрии. И я все искал – где же тут эти безработные, о которых говорит наше телевидение? Наверно, нас специально возят по специальным местам, где нет бездомных и всех этих ужасающих проблем загнивающего мира. Я задал гиду ехидный вопрос: «Если у вас такая благополучная страна, что же вы в космос не летаете?» А он говорит: «Мы авторучки делаем для космоса. А большими достижениями считаем вкусный белый хлеб и качественное красное вино. Люди все это едят и живут спокойно и счастливо». Это ведь тоже может быть стимулом и целью.

– Почему-то считается, что для русских тихая достойная жизнь скучна. Нам ведь надо реки поворачивать и гордиться своими победами…

– Мне кажется, такая жизнь для любой страны была бы достойна. Конечно, хотелось бы, чтоб как можно большее количество людей на планете это понимали и дорожили самым главным – отсутствием войны. Все-таки можно всегда мирно до чего-то договариваться, чтобы гордыня и понты не возвышались над разумом и добротой.

– Артисты должны развлекать публику или все-таки просвещать?

– Артисты были должны при Сталине, а сегодня каждый выбирает сам. Артисты должны быть талантливыми и любимыми, а это достигается естественным путем, а не какими-то указами.

– Многие ваши коллеги ведут блоги в Интернете, где подробно описывают свои мысли по разнообразным поводам. Вам такой способ организации социальной жизни близок?

– Мне хватает общения с людьми на концертах и после концертов. Затея с записками из зала полностью для меня этот вопрос закрывает, там очень много бывает интересных высказываний. Бесконечно рассуждать и разговаривать было бы глупо – надо же иногда читать и уж тем более писать.

– Что в ваших планах после фестиваля?

– Я как-то втянулся в бесконечный фестиваль. В середине июня будет Ильменский фестиваль в Челябинске, который собирает около 40 тысяч зрителей. Туда уже приезжали и Макаревич, и Гвердцители, и Вениамин Смехов, и все мои друзья. В этом году тоже будут интересные гости. А в августе будет фестиваль в Сочи «Лето – это маленькая жизнь». На оба фестиваля приедут дети из челябинского лицея, которым мы помогаем в трудной жизненной ситуации.

СПРАВКА

Олег МИТЯЕВ родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. В 1971–1975 годах учился в Челябинском монтажном техникуме. После армии в 1977 году поступил и в 1981 году окончил с отличием Челябинский институт физкультуры и стал тренером по плаванию. До 1985 года работал монтажником, художником, дворником, а также играл в ансамбле торгового центра города, преподавал в институте, заведовал клубом в пансионате под Челябинском. В 1991 году окончил ГИТИС имени Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). Стихи и песни Олег Митяев пишет с 1979 года. За поэтический сборник «Непраздничные вещи» Фонд русской поэзии в 2001 году вручил ему премию «Петрополь». Олег Митяев снялся в нескольких документальных и художественных фильмах. Издал более 20 музыкальных альбомов. В 2000 году по инициативе Олега Митяева создан благотворительный фонд для поддержки проектов в области культуры и в 2012 году – Ассоциация «Все настоящее – детям».

"