Posted 25 марта 2012,, 20:00

Published 25 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:28

Updated 8 марта, 02:28

Точка отсчета

Точка отсчета

25 марта 2012, 20:00
Во Всемирный день поэзии в театре «Мастерская Петра Фоменко» презентовали книгу стихов Бориса Рыжего «В кварталах дальних и печальных... Избранная лирика. Роттердамский дневник».

Место было выбрано не случайно. Именно «фоменки» два года назад выпустили музыкально-поэтический спектакль «Рыжий». Тем самым открыв рано ушедшему из жизни уральскому поэту дорогу к широкому читателю. По признанию издателей, мысль выпустить сборник лирики Бориса Рыжего к ним пришла после увиденного спектакля, где они впервые и услышали стихи поэта. Идея же постановки и музыка к ней принадлежат Сергею Никитину, который на вечере исполнил несколько песен на стихи Рыжего.

В фойе «Мастерской» во всю высоту одной из стен выведена проекция фотографии молодого Бориса Рыжего. Лицо, по свидетельству современников, поразительно похожее на Блока и Есенина. Кроме этого со вторым его связывает и близкий обоим образ поэта-хулигана, и добровольный уход из жизни… Однако за недолгую жизнь Рыжий успел написать более тысячи стихов. В новую книгу, которая на сегодняшний день является наиболее полным сборником его стихов, вошла значительная их часть. По словам издателей, стихи им так понравились, что ужимать сборник они не стали.

Поэзия Рыжего локальна – строго определена обстановкой Свердловска-Екатеринбурга конца 1980-х–1990-х годов. Рыжего можно назвать одним из гениев места – этого уральского промышленного центра с многочисленными заводами, населившими небо облаками, которые перекочевали и в поэзию Рыжего («А представить тебя уволь/ в том краю облаков, стекла –/ где сердечная гаснет боль…»). Он жил и писал в этом городе, где была расстреляна после революции царская семья и где в перестроечное смутное время в провинциальном отдаленном от столицы городе царило беспросветное пьянство и процветал криминал. От этого многие его стихи населяют воры, бандиты и пьяницы, а местом действия оказываются подворотни, промзона и психбольница. Но это только внешний «прикид» стихов Рыжего. При грубости и жестокости описываемого в них времени его поэзия пронзает нежностью и мелодичностью. В поэзии Рыжего лирический герой принимает сторону этих заблудившихся людей, он один из них, потому что: «А что не я убийца – случайность, милый друг». С этим связана и навязчивая тема смерти – одна из главных в его творчестве. Современники называли его «зачарованный смертью»: «Рубашка в клеточку, в полоску брючки –/ cо смертью-одноклассницей под ручку/ по улице иду,/ целуясь на ходу».

В литературной критике встречается упоминание о Борисе Рыжем как о «последнем советском поэте». В связи с этим поэт Дмитрий Сухарев, написавший предисловие к сборнику, сказал на презентации: «Сегодня, когда раздаются крики «долой советское искусство», Борис Рыжий тот человек, который соединяет советское поэтическое прошлое с будущей поэзией. Когда Блока после революции спросили: «Как же дальше жить?» он ответил: «Медленно и с трудом восстанавливать все, что мы потеряли и разрушили». Думаю, что, опираясь на поэзию Бориса Рыжего, мы имеем хорошую точку отсчета».

Известность в литературных кругах к Борису Рыжему пришла после первой публикации в «Знамени» и получения за нее премии «Антибукер». Но фурор его поэзия произвела в свободолюбивых и передовых Нидерландах, когда за год до смерти в 2000 году он принял участие в Международном фестивале поэзии в Роттердаме. Позже в Нидерландах была выпущена книга его стихов и снят документальный фильм, а поэзия его была переведена на многие европейские языки.

О Борисе Рыжем в этот день вспоминали и читали его стихи поэты Евгений Бунимович и Ольга Кучкина, а также родные поэта. В свою очередь в заключение вечера актеры «Мастерской Петра Фоменко» исполнили отрывки из спектакля «Рыжий».

"