Posted 25 марта 2009,, 21:00

Published 25 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:36

Updated 8 марта, 07:36

«Вокруг нас разразилось сражение»

«Вокруг нас разразилось сражение»

25 марта 2009, 21:00
Старинный памятник садово-паркового искусства Летний сад, являющийся также единственным в России музеем западноевропейской античной скульптуры под открытым небом, скоро закроется на долгих три года на капитальную реставрацию. Больные деревья будут выкорчеваны, а оригиналы мраморных античных статуй заменят на копии из п

Туристы, посещая одно из обязательных, сакральных мест Петербурга, вряд ли задумываются о том, почему Летний сад находится в запущенном, плачевном состоянии. Людям здесь нравится гулять, и они не обращают внимания на больные покосившиеся деревья, на поврежденные статуи. Время от времени интерес к Летнему саду в обществе обостряется, когда появляются взволнованные репортажи об очередном акте вандализма – об опрокинутых скульптурах, о расколовшейся порфировой вазе, об украденных щитах с изображением Медузы Горгоны с решетки Шарлеманя. Наверное, Петр I, закладывая в 1704 году Летний сад у слияния Невы и Безымянного Ерика, названного затем Фонтанкой, надеялся, что его потомки будут столь же щедры, как он сам, и на содержании опытных садовников, оранжерей, теплиц, а также знатных архитекторов, хранителей мраморных скульптур денег жалеть не станут. Но если в XVIII веке Летний сад еще развивался и даже пережил пору наивысшего расцвета, то уже в XIX столетии царственные особы потеряли к нему былой интерес. А в XX веке переживший несколько разрушительных наводнений, подзаросший и подзапущенный ландшафтный объект с ценной мраморной скульптурой, получив статус музея под открытым небом, превратился в любимое место отдыха всего трудового народа. Здесь некогда была даже эстрада для художественной самодеятельности.

Летний сад со всеми его проблемами и так и не осуществленными в XX веке проектами реставрации был передан шесть лет назад под покровительство Русского музея. На днях директор музея Владимир Гусев объявил дату начала масштабных преобразований. «Ситуация наконец-то прояснилась, – заявил «Новым Известиям» г-н Гусев. – Несмотря на то, что бюджет Русского музея сокращен, реставрация Летнего сада будет финансироваться из федеральной казны – для первого этапа работ дали 2 миллиарда 300 миллионов рублей». Сначала Владимир Гусев объявил о том, что 2 апреля в Строгановском дворце Русского музея должен состояться аукцион, где определится генподрядчик реставрационных работ в Летнем саду. Однако в понедельник жизнь внесла в планы Русского музея очередные коррективы: одна из компаний-претендентов пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на неправильно оформленную, по мнению заявителей, документацию аукциона. ФАС предложил Русскому музею вывесить проектно-сметную документы на сайт со всеми поправками. На эту работу, а также на новый прием и рассмотрение заявок уйдет еще около месяца – федеральный «аукционный» закон строг и неповоротлив, как ржавый механизм. Тем не менее, можно смело утверждать, что реконструкция Летнего сада, которая из-за многочисленных «проволочек» год за годом откладывалась, вышла на финишную прямую. Аукцион состоится в конце мая или в начале июня, и дата его уже не принципиальна. Лишь бы выиграл честный подрядчик.

«Вокруг реставрации Летнего сада разразилось настоящее сражение, как финансовое, так и культурологическое, – рассказывает Владимир Гусев. – Не утихают споры общественности и специалистов комитета по государственной охране памятников. Нас обвиняли чуть ли не в том, что мы хотим уничтожить любимый уголок Петербурга. Но, поверьте, мы любим Летний сад не меньше других, и так же тревожимся за него. А, кроме того, Русский музей несет за этот сад огромную ответственность. Весь груз реставрационных работ, который не был сделан в саду ранее, теперь лег на нас. Мы провели большое историческое исследование, археологические изыскания, мы знаем, как выглядел Летний сад в петровскую, елизаветинскую, екатерининскую и прочие эпохи. Перед нами стояла дилемма: то ли подвергнуть Летний сад музеефикации, то есть сохранить его таким, каким он дошел до нас, то ли воссоздать некоторые его исторические черты. И мы остановились на втором варианте».

Скрепя сердце, как признался Владимир Гусев, авторам проекта пришлось отказаться от идеи вернуть саду облик, характерный для периода его наивысшего расцвета – с 1740 года до второй половины XIX века. Соблазн был огромен, ведь под культурным слоем, нанесенным речным песком и илом после трех мощных наводнений, отлично сохранились многие интересные сооружения, например, чаша большого фонтана, выложенная затейливой мозаикой, свод грота, загадочный лабиринт с фигурками из эзоповских басен. Четыре фонтана на Главной аллее предстанут в музеефицированном виде (под стеклом). А вот воссоздать Амфитеатр, Большую оранжерею, Птичий двор не удастся. Также отвергнута идея дорогостоящей оригинальной подсветки и монтаж систем безопасности. Специалисты по охране памятников сочли, что возводить стилизованные постройки в Летнем саду недопустимо. Летом специалисты Лесотехнической академии совместно с лучшими голландскими экспертами приступят к «лечению» растительности Летнего сада. Предстоит снести 36 полностью усохших деревьев и 35 неизлечимо больных – их заменят здоровыми липами и вязами. Деревья Летнего сада поражены двумя десятками заболеваний, самые опасные из которых – грибковые. На густоте кроны «прореживание» не слишком скажется, ведь в Летнем саду растет около двух тысяч деревьев и кустов. Всем 92 мраморным изваяниям нужна реставрация. Справедливости ради нужно сказать, что печальное состояние скульптуры отмечалось уже в XIX веке. Так, в 1899 году в газетах писали, что статуи имеют «запущенный, полуразрушенный вид, вызывающий вместо художественного наслаждения чувство стыда и отвращения…». Теперь экспонаты перевезут в хранилища Михайловского замка. Все изваяния и пьедесталы Летнего сада заменят копиями из полимербетона (натуральной мраморной крошки, смешанной с полиэфирной смолой). Такой подход к античной мраморной скульптуре не нов – даже итальянские музейщики ради сбережения шедевров Микеланджело перенесли все его оригинальные изваяния с улиц в закрытые залы. Однако многие российские музейщики относятся к установке копий негативно: по мнению экспертов, с которым довелось поговорить корреспонденту «НИ», лишившийся оригинальных мраморных экспонатов Летний сад превратится из уникального музея под открытым небом в дорогой регулярный парк, каких сотни.

«Летний сад после реконструкции будет таким же, как и прежде, только станет это знаковое место светлее и прозрачнее, в него вернутся птицы, – заверил «НИ» Владимир Гусев. – Никакого новодела, никаких ресторанов, ночных клубов и казино, которыми пугают своих читателей некоторые журналисты, у нас в Летнем саду не появится».

"