Рус
Eng
По страницам «Петербургской газеты»

По страницам «Петербургской газеты»

26 февраля 2015, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Музее печати проходит выставка шаржей швейцарского художника Поля Робера (1867–1934), опубликованных «Петербургской газетой» на рубеже XIX–XX веков. В центре внимания талантливого карикатуриста, обладавшего особенным «цепким» взглядом и незаурядным чувством юмора, оказались известные петербуржцы, принадлежащие к теат

Впрочем, определяющим в выборе объектов для изображения, вне всякого сомнения, был круг интересов редактора-издателя «Петербургской газеты» Сергея Худекова – беллетриста, либреттиста, историка балета и многие годы гласного (депутата) Петербургской Городской думы. В экспозиции представлены свыше семидесяти колоритнейших шаржей на деятелей городского самоуправления и разноликая галерея шаржированных портретов артистов, писателей, композиторов и музыкантов. Их автор Поль Робер родился в городе Фрибурге (Швейцария) и с «младых ногтей» проявил актерские и художественные способности.

В столицу Российской империи восемнадцатилетний юноша приехал в качестве торговца-бакалейщика, правда, довольно скоро «переквалифицировался» в учителя французского языка генеральских детей. А через некоторое время и вовсе был принят на службу во французскую казенную драматическую труппу, выступавшую на сцене Императорского Михайловского театра. Французские спектакли давались до четырех раз в неделю, превращая театр в пышное «рандеву большого света». Актерский дар обаятельного швейцарца был скоро замечен и оценен не только высокопоставленной публикой, но и самим Николаем II, сделавшим Роберу немало ценных подарков. Однако сценические успехи не поставили крест на занятиях изобразительным искусством, благо работа в театре предполагала длительные отпуска и не помешала посещению знаменитой частной Академии Рудольфа Жюлиана в Париже, где Робер совершенствовался в рисунке и живописи.

Созданные в технике масляной живописи произведения Робера были непременными участниками ежегодных выставок Санкт-Петербургского общества художников (Общество русских художников) и, кроме того, хорошо продавались. Несколько картин Робера приобрела для личной коллекции и императрица Мария Федоровна.

Как художник-карикатурист Робер плодотворно сотрудничал с «Петербургской газетой» и иллюстрированным юмористическим журналом «Шут». В 1896 году увидел свет выполненный им альбом карикатур «Наши французские артисты. Карикатуры и автографы артистов Михайловского театра», а в 1903 был издан получивший большую популярность сборник «Весь Петербург в карикатурах».

Выставочные стенды, озаглавленные «Наш театральный альбом», «Наши профессора и композиторы», «Наши художники», «Наши беллетристы», являют как шаржированные портреты «столпов» российской культуры и искусства, знакомых современному зрителю, так и тех, чьи имена помнят сегодня только историки. Поэтому управляющий по воле художника странного вида автомобилем признанный композитор-классик Римский-Корсаков соседствует не только с подходящими ему «по чину» Лядовым и Глазуновым, но и с автором забытых ныне опер «Князь Серебряный» и «Пан Сотник» Григорием Казаченко. Рядом же с остро «схваченными» Робером мэтрами живописи Репиным и Маковским – не снискавший шумной славы пейзажист Ричард Берггольц.

Презабавный рисунок «Проба голосов в Мариинском театре» автор снабдил актуальной и для нашего времени надписью: «Много кандидатов, но очень мало голосов». И совершенно в неожиданном ракурсе предстают перед посетителями выставки легендарные «звезды» былых времен Анастасия Вяльцева, Наталья Тамара, Раиса Раисова.

…3 марта 1918 года на сцене Михайловского театра состоялось последнее представление французской труппы и последнее выступление на прославленных подмостках Поля Робера, вынужденного в связи с революционными событиями покинуть страну, без малейшего преувеличения ставшую его второй родиной.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter