Posted 25 февраля 2013,, 20:00

Published 25 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

Опера Моцарта с раскадровкой Ханеке

Опера Моцарта с раскадровкой Ханеке

25 февраля 2013, 20:00
Михаэль Ханеке стал безусловным протагонистом последних дней в киномире, получив и французский «Сезар», и американский «Оскар» за свой последний фильм «Любовь». Напомним, что в прошлом году кинолента получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Российские зрители посмотрели «Любовь» еще осенью 2012-го, в Испании же фильм Ханеке вышел на широкие экраны только в феврале этого года, премьера здесь была отложена не случайно: с 23 февраля до 17 марта на сцене Королевского театра дают оперу Вольфганга Моцарта «Так поступают все» (Cosi fan tutte) в постановке Михаэля Ханеке и французского дирижера Сильвиана Камбрелинга. Это второе обращение австрийского кинорежиссера к оперному искусству вообще и творчеству великого соотечественника в частности: до этого в Парижской опере Ханеке поставил моцартовского «Дон Жуана». Сам мэтр на мадридской премьере в эти выходные не присутствовал: сразу после генеральной репетиции он улетел в Лос-Анджелес.

Репетиции оперы шли с начала января, правда, мэтр был в испанской столице наездами – слишком плотный график не позволял Ханеке зависнуть здесь надолго. А в прошлую среду он здесь также получал престижную награду – золотую медаль Общества изящных искусств Мадрида, которая традиционно вручается деятелям искусств и литературы, сыгравшим важную роль в возрождении искусства и в современной мировой культуре. Интерес ко второй оперной постановке Ханеке огромный: на премьеру аккредитовались журналисты 80 иностранных СМИ, билеты уже раскуплены почти на все спектакли.

Фото: JAVIER DEL REAL

Мадридская постановка Cosi fan tutte (более точное название – «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных») – изысканное эстетические зрелище, которое впечатляет и даже шокирует так же сильно, как и фильмы Михаэля Ханеке. Она сделана в тандеме с теми, с кем мастер сотрудничал не раз в кино, – сценографом Кристофом Кантером, который работал с Ханеке почти над всеми его фильмами, и художником по костюмам Моиделе Бикель, которая создавала костюмы для знаменитой черно-белой философской картины Ханеке «Белая лента» (фильм, как и «Любовь», получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 2009 году. – «НИ»). С дирижером Сильвианом Камбрелингом режиссер ставил в Париже свою первую оперу Моцарта – «Дон Жуан».

Ханеке подошел к постановке веселой оперы Моцарта по-киношному педантично и въедливо. «Ханеке – режиссер-перфекционист, он скрупулезно готовил раскадровку каждой сцены, как будто ставил фильм, – рассказал журналистам Сильвиан Камбрелинг. – Для него важно было абсолютно все, вплоть до малейших движений и жестов. Он всегда ищет то, что было бы максимально реалистично и правдоподобно». Поэтому он смешал на сцене костюмы и декорации XVIII века и нашего времени (что смотрится вполне органично), поэтому после многочисленных проб на главные роли молодых влюбленных были выбраны молодые певцы, которые соответствуют «привлекательным, современным идеалам». Итальянское меццо Паола Гардина (Дорабелла) и немецкое сопрано Аннетт Фритч (Фьордилиджи), их кавалеры – тенор Хуан Франсиско Гателл (Феррандо) и немецкий бас-баритон Андреас Вольф (Гульельмо) – привлекательны внешне, их движения и танцы красивы так же, как и голоса.

Ханеке постоянно держит в напряжении зрителя, хотя сюжет оперы «Так поступают все» давно и хорошо известен: две миленькие сестры, знатные итальянки, проводившие на войну своих возлюбленных, недолго грустят и то ли от скуки, то ли еще от чего поддаются соблазну изменить с другим мужчиной. На поверку оказывается, что двое «других» – это их переодетые албанцами возлюбленные, которые решили проверить верность своих прекрасных подруг с подачи старого Дона Альфонсо (британский баритон Уильям Шаймелл), который не верит в преданность женщин и предлагает молодым офицерам на спор испытать дам. Помощницей в одурачивании романтичных барышень выступает их служанка Деспина (великолепное шведское сопрано Керстин Авемо). Кавалеры заходятся в праведном гневе, забывая при этом, что сами надули своих благоверных сначала с уходом на войну, а потом с маскарадом и переодеваниями, отвергают молодых женщин, но в итоге в большинстве постановок каждая их них возвращается к своему мужчине – ведь «так поступают все женщины», считает Дон Альфонсо. Ханеке, верный своим художественным принципам, и в опере сделал открытый финал. Он вновь захотел заставить зрителя размышлять о вечных ценностях и природе человеческих поступков, как и в его фильмах, как и в его последней оскароносной ленте «Любовь».

"