Posted 25 февраля 2008,, 21:00

Published 25 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Танец, похожий на дуэль

25 февраля 2008, 21:00
Москву в очередной раз посетила легендарная группа Jethro Tull, стоявшая у истоков прогрессив- и арт-рока наряду с Yes, King Crimson, Emerson, Lake and Palmer. Билеты спрашивали еще в метро. А в театрального вида фойе Московского дворца молодежи, где проходил концерт, выстроилась длинная, но аккуратная (без оголтелого

Ажиотаж приятный, особенно если учесть, что Jethro Tull в последние годы приезжают в Россию с завидной регулярностью. Легендарный флейтист, гитарист и вокалист группы Ян Андерсон объясняет все просто, с английской степенностью: дескать, Россия близко, от Англии всего три часа лета, и есть прямые рейсы. А вот с Австралией или, скажем, Южной Америкой, в этом плане сложнее, потому Jethro Tull туда и не спешит.

Концерт Ян Андерсон начал минималистично – взяв в руки губную гармошку и заливаясь на ней соловьем, он на пару с гитаристом заиграл упругий блюз, мгновенно затянув публику в музыкальную орбиту. Андерсон ведь не просто играет свою музыку – он еще ее и танцует. И знаменитая стойка на одной ноге, ставшая фактически логотипом группы, и выразительные глаза, коими он яростно вращает аки грозный Зевс, производят неизгладимое впечатление вот уже четыре десятилетия. Что и говорить, в свои 60 Андерсон держится (тьфу-тьфу!) просто-таки цветущим огурцом, то есть весьма импозантным мужчиной, которому даже наметившийся животик и тот лишь придает солидности.

Скрестив в свое время английский и средневековый фолк, европейскую классическую традицию и блюз-рок, Jethro Tull добились того уникального звучания, что узнается с первых нот, породив, разумеется, волну многочисленных эпигонов. Сочетание в русле рок-музыки электрических гитар с клавесином (пусть и синтезированным), флейтой и ксилофоном сейчас, как и 30 лет назад, слушается удивительно свежо и прогрессивно. Во всей красе это звучание проявилось в композиции King Henry’s Madrigal, авторство которой приписывается английскому королю Генриху VIII. Удачно к этому инструментальному набору добавился и аккордеон.

Ну и конечно, яркой жемчужиной концерта – как музыкальной, так и визуальной – стало появление на сцене удивительно пластичной и оттого вызывающе сексуальной скрипачки Анны Фебе, участницы некоторых студийных проектов Андерсона последних лет. О, как выгибалась она, филигранно выводя точеные соло! Каким яростным экстазом светились ее глаза, когда она в очередной раз уходила в крутой вираж виртуозного пассажа! Вместе с Андерсоном, который тоже, как водится, перемещается по сцене в технике этакого ужа-скорпиона, они составили удивительно органичную пару. Их игра напоминала одновременно и изысканный танец галантных времен, и дуэль, в которой, однако не могло быть победителей. То Андерсон, волнуя эфир руладами своей флейты, припадал перед Анной на колено, то она перед ним.

Впрочем, в Москве отличился каждый музыкант. Гитарист Флориан Опаль, например, зашелся продолжительным соло, которое стало вариацией на темы Баха и... Хендрикса. Специальным реверансом принимающей стороне (то есть нам с вами) стало исполнение композиции, сильно напоминающей русский романс с колоритным цыганским привкусом. Ну а хиты Bouree, Locomotive Breath, Aqualung зал поддерживал хором.

Как сообщил перед началом концерта известный столичный промоутер Александр Чепарухин, в этом году Jethro Tull планирует заглянуть к нам еще раз. У патриархов арт-рока намечается юбилейный тур, посвященный 40-летию группы, и англичане обещают включить Москву (а может быть, и Санкт-Петербург) в свой гастрольный график.

"