Posted 25 февраля 2004,, 21:00

Published 25 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

ПРОЩАНИЕ С КВАЗИМОДО

ПРОЩАНИЕ С КВАЗИМОДО

25 февраля 2004, 21:00
На днях на сцене московского Театра оперетты стартует последняя серия спектаклей «Нотр-Дам де Пари». За два года его посмотрели 500 тысяч человек. Но теперь и он, вслед за «Норд-Остом», «Метро», «Чикаго» и «42-й улицей», сходит со столичной сцены.

Директор Театра оперетты Владимир Тартаковский заявил «Новым Известиям», что причиной сворачивания хита последних двух сезонов стала не проблема с реализацией билетов: желающих посмотреть постановку по-прежнему хватает. Виноваты скорее внутренние факторы: «Любой проект нужно, как в спорте, заканчивать на взлете. Артисты устают играть. Мы хотим идти дальше – хочется чего-то новенького». По его словам, на смену «Нотр-Даму» уже в мае на этой же сцене придет русскоязычный мюзикл «Ромео и Джульетта». Впрочем, можно предположить, что глава «Московской оперетты» недоговаривает, что два масштабных мюзикла было бы сложно содержать в репертуаре, да и почитатели «Принцессы цирка» и «Сильвы» могли бы возмутиться – их и так ежемесячно лишали высокого искусства оперетты на пару недель.

Так или иначе уход со сцены долгожителя и флагмана эскадры российских мюзиклов – явление симптоматичное. Сегодня очевидно, что этот рынок после теракта на Дубровке окончательно рухнул и его вряд ли можно спасти.

До этого было трудно объяснить российский бум мюзиклов и предсказать его развитие. Мюзиклы, замешанные по бродвейским рецептам, росли как на дрожжах. Вначале появился «Метро», который обошелся в 1,2 млн. долларов. «Норд-Ост» и «Нотр-Дам» стоили уже около 4 млн. «Чикаго», стартовавший после них, обошелся в 5,5 млн., а «42-я улица» – уже в 11 млн. Это сумма, в которую обходятся постановки больших оригинальных бродвейских мюзиклов в Лондоне и Нью-Йорке. Но если до «Норд-Оста» эксперты компании «Комкон-2» предрекали Москве процветание 50 мюзиклов одновременно, то, по данным нынешних исследований, сейчас максимальное количество жизнеспособных проектов оценивается в 15–20 (для сравнения, на Бродвее одновременно идет до 60 мюзиклов, а в Лондоне 35). И дело теперь не в пресловутой боязни ходить на мюзиклы, а скорее в том, что этот рынок, выражаясь языком биржевых брокеров, был просто перегрет.

Продюсер «Норд-Оста» Георгий Васильев рассказал «Новым Известиям», что в планы его труппы входило сыграть мюзикл тысячу раз, однако пришлось ограничиться 411-ю выступлениями и потерять немало денег.

И это понятно. Громкие слоганы в стиле «Наш ответ террористам» театралов не вдохновляли: на Дубровку стали ходить в лучшем случае по бесплатным благотворительным билетам, а кассы восстановленного Театрального центра, по сведениям «Новых Известий», собирали в этот период жалкие суммы. Несмотря на это, 411 показов – пока рекорд московских мюзиклов. Долгожитель «Нотр-Дам» только теперь приблизился к этой цифре. Теперь организаторы «Норд-Оста» готовят гастрольную модель спектакля, который поедет по стране уже в этом году. Впрочем, гастроли «Норд-Оста» должны были начаться в Санкт-Петербурге еще в феврале, но март уж на носу, а точная дата старта проекта так и не оглашалась. Васильев объясняет это организационными и техническими проблемами.

Сегодня всем очевидно, что мюзиклы в России прогорают один за другим. Такова участь не только «Норд-Оста», но и «Чикаго», и «42-й улицы». Ведь масштаб рекламных кампаний одного мюзикла сопоставим с размером кампаний всей театральной Москвы. Только на одну подобную рекламную кампанию тратится минимум 200–300 тысяч долларов. «Метро» и «Нотр-Дам» – редкое исключение из правила только потому, что они не должны платить бешеные деньги за аренду помещения и не шли – по бродвейскому принципу – ежедневно. «Нотр-Дам» стал долгожителем не только поэтому. Здесь успешно сложились самые разные факторы: впечатляющие декорации, запоминающаяся музыка, грамотная кадровая политика в приглашении солистов. Лидер группы «Танцы минус» Вячеслав Петкун в роли Квазимодо стал одним из главных козырей постановки. Несмотря на свои скромные (даже по меркам мюзикла) вокальные данные, Петкун оказался фигурой, «подтянувшей» к кассам Театра оперетты свою постоянную аудиторию – молодежь до 30 лет. Благодаря его участию Belle взяли в ротацию многие столичные FM-радиостанции, песня удерживалась на верхних строчках хит-парадов рекордное время, а компакт-диски с ариями как на русском, так и на французском языках стали продаваться гигантскими тиражами.

Кстати, несмотря на уверения рачительных менеджеров недавних проектов, «Иствикские ведьмы» и «12 стульев» еще очень далеки от окупаемости и вряд ли такого состояния достигнут. Впрочем, это не мешает рынку мюзиклов развиваться. Сегодня в Москву прибыла легендарная группа Queen, чтобы презентовать проект нового российского мюзикла We Will Rock You о жизни легендарного рок-идола Фредди Меркюри и его команды.

"