Posted 25 января 2015,, 21:00

Published 25 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:02

Updated 8 марта, 02:02

За и против

25 января 2015, 21:00
В пятницу прошло вручение наград Национальной кинопремии России «Золотой орел», «крестным отцом» которой считается Никита Михалков. Его фильм «Солнечный удар» выиграл в наибольшем количестве номинаций, что вызывало острую реакцию медийного пространства. Главным конкурентом «Солнечного удара» был фильм «Левиафан» Андрея

В том, что главный «Орел» достанется «Солнечному удару», не сомневался кинокритик «НИ» Виктор Матизен: «Премия «Золотой орел» традиционно отдает предпочтение либо фильмам самого Михалкова, либо фильмам его «Студии ТриТэ». Она явно ангажирована. Но благодаря жюри, в которое входят кинематографисты, имеющие вкус, чутье и понимание мастерства, не удастся обойти вниманием и остальных претендентов. Я думаю, что Никита Михалков будет мучительно сомневаться, но, в конце концов, скажет: «Нет, ребята, мой фильм самый лучший!»

«Не без изящества была решена и ключевая дуэль между «Левиафаном» и «Солнечным ударом». Оба, и Звягинцев и Михалков сегодня – самые титулованные российские режиссеры. И оба сняли фильм на одну и ту же тему, – считает кинокритик Никита Карцев. – Если коротко: о постоянно нависшей над нами трагедии. «Солнечный удар» выглядит менее болезненным, а оттого многословным и старомодным, но бесспорным.

Просто исходя из единственно правильной выбранной точки отсчета повествования (точнее, его конца) – и благодаря временному зазору без малого в сто лет. «Левиафан», выросший из современности, вызывающий ее на бой, задевает сразу всеми острыми углами. Раздражает, отталкивает, оглушает. Один спрашивает: как это все случилось? Другой говорит: не важно, как. Важнее – что это случается до сих пор. Михалков – взгляд в прошлое. Звягинцев – то, что мы имеем прямо сейчас».

Обозреватели «Газеты.ру» Игорь Карев и Алексей Крижевский считают, что победа «Солнечного удара» не была предсказуемой: «Российские премии часто хвалятся не интригой, а ее отсутствием: обычно выделяется один фаворит, который и забирает весь призовой урожай. На сей раз «Золотой орел» как будто решил выбраться из этой колеи и устроил нешуточную битву». Обозреватели полагают, что с призами своему фильму Михалков и вовсе поскромничал: «Но остальные номинации, в которых он победил (кроме «лучшего фильма»), можно назвать техническими: лучшая операторская работа, лучшая работа художника по костюмам, художника-постановщика, а также лучшая музыка».

Кинокритик Лариса Малюкова на страницах «Новой газеты» напомнила о прокатной судьбе победившего фильма: «Жар-птица», патронируемая Никитой Сергеевичем Михалковым, досталась «Солнечному удару» Никиты Сергеевича Михалкова.

И он, по-хозяйски сидящий в первом ряду, смущенно принял награду и растроганно благодарил коллег за доверие: «Картина прошла в прокате, ее показали по телевизору, и через три месяца люди попросили – и она снова идет в Москве в кино. Я желаю всем коллегам, чтобы сбылось то, о чем написала одна женщина: «Настоящее искусство – это то, что можно прочитать, просмотреть и захотеть это сделать еще один раз». Наверное, он действительно верил в то, что говорил, совершенно забыв о грандиозном провале «…удара» в прокате (при бюджете более $21 млн. фильм собрал 1 млн. 700 тыс.)».

Кинокритик Вадим Рутковский в блоге проекта «Сноб» обратил внимание на то, что Михалков – большой художник: «За, мягко говоря, неоднозначной общественной и публицистической активностью Михалкова легко подзабыть, что он – один из последних представителей большого авторского кино ХХ века. Стиль и взгляд Михалкова опознаются по одному кадру, одной фразе – тоже примета того авторства, что почти утрачено в цифровую эру. Упреки в «клюкве» и «лубке» режиссеру предъявляла еще официозная советская критика, у нынешней, э-э, либеральной общественности есть достойные предшественники».

А сам Никита Михалков так прокомментировал общественный резонанс из-за награждения «Золотым орлом» его кинокартины: «Если б я был офтальмологом и получил «Золотого орла» за фильм, вот это было бы странно».

"