Posted 25 января 2012,, 20:00

Published 25 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:52

Updated 8 марта, 05:52

Эффект отсутствия

Эффект отсутствия

25 января 2012, 20:00
Гуру финского contemporary dance Теро Сааринен представил в Хельсинки свою новую работу для труппы – 45-минутную композицию «Absent Presence», и заодно показался сам в миниатюре «Man in Room», сочиненной специально для него прославленной Каролин Карлсон десять лет тому назад.

Короткие по длительности, но законченные внутри себя работы компания Теро Сааринена показывает в сорока странах мира. Небольшая, постоянно гастролирующая труппа имеет универсальный, легко комбинирующийся репертуар, состоящий из интернационально звучащих названий. Премьерные спектакли в хельсинкском Александровском театре были обозначены как «Blossom & Decay» («Расцвет и Упадок»). В некоторые дни вместо «Man in Room» в паре с «Absent Presence» был показан «HUNT» («Охота») – давняя хореографическая работа Сааринена и одна из последних значительных интерпретаций «Весны священной» Стравинского, где личность приносит себя в жертву техническому прогрессу и гибнет под информационно-мультимедийным натиском.

«Man in Room» («Мужчина в комнате») – пластический очерк об американском художнике-экспрессионисте Марке Ротко. На затемненной сцене – стол с наклонной столешницей, похожий на мольберт. Сааринен берет со своего «мольберта» одежду ярких, оптимистических цветов, примеряет на себя, водит по себе руками в краске. Полотна Ротко трансформируются в разноцветные брюки Сааринена: экспрессионизм художника «перетекает» в эксцентрику артиста. «Когда ты пишешь большую картину, ты находишься внутри своего переживания», – писал Ротко. В постановке Каролин Карлсон Теро Сааринен существует одновременно как художник-творец и как его творение.

Амплитуда движения перерастает от мимического монолога – к танцу. И сам танец Сааринена, создающий образ «отца американского абстракционизма», часто напоминает лишь черновик танца, движение намечается легким пунктиром – проявляется лишь эскиз, набросок состояния. Здесь прямая отсылка к неприятию Ротко рационального начала в живописи. Карлсон, насколько возможно, высвобождает танец из четких линий, стремится оголить эмоцию танцовщика.

Нелогичность, случайность танцевального рисунка пересекается со звучащими в этот момент рекомендациями по фокусам с картами. Архетипический образ – мотив судьбы, подкинувшей когда-то бедному эмигранту-еврею из Латвии Маркусу Ротковичу свою счастливую карту. Каждое движение Сааринен оставляет как бы незаконченным, выброшенным в воздух – как вопрос без ответа. Самоубийство Марка Ротко, превратившего свой уход из жизни в очередную картину, выдержанную в красных кровавых тонах, в спектакле осмыслен в растворяющемся, не находящем вершины и равновесия аттитюде. «Человека в комнате» можно прочитать как своего рода философское размышление о замкнутости натуры художника, о сознательном одиночестве творца в момент творческого поиска.

В финале же пространство «комнаты» будто размыкается, танцовщик медленно отходит в темноту, на зрителей направляются ослепительные софиты: художник ушел отнюдь не в темноту забвения – блеск славы перекрывает саму его жизнь.

Вторая часть вечера – «Absent Presence» («Отсутствие всякого присутствия») – новая работа самого Сааринена и последняя часть трилогии, исследующей категорию времени, включающей также «Next of Kin» (2008) и «Double Lives» (2010).

Сам Теро Сааринен характеризует «Absent Presence» как спектакль о современности. Музыка Йармо Саари – скорее набор высокотехнологичных шумов, разрозненных голосов, не сходящихся в полифонии – становится осязаемой в хореографии Теро Сааринена. Вместе с композитором хореограф создал наэлектризованное поле взаимодействия семи танцовщиков. В пустом, «стерильном» пространстве, прорезанном лучами света – постоянное хаотичное движение. Социальный «животный мир» представлен в статике жесткого, не всегда естественного отбора. Танец мечется между конвейером механизированных, лишенных человеческой индивидуальности движений и разбалансированностью, дисгармоничностью дуэтов. Современность по Сааринену – синоним неудовлетворенности, промежуточное состояние, из которого нестерпимо хочется найти выход. Движение не находит своей кульминации, своей логики.

Примечательно, что труппа Теро Сааринена, основанная и базирующаяся в Хельсинки с 1996 года, впервые показала свою премьеру на «домашней» сцене. Чтобы зарабатывать, финским танцевальным компаниям надо находиться в состоянии перманентных гастролей и тем самым заслужить репутацию одного из основных экспортных культурных продуктов Финляндии, где и так неплохо c сontemporary dance, а, значит, получить доступ к дополнительным источникам финансирования. После премьеры в Хельсинки Теро Сааринен совершит гастроли по Финляндии. Труппе, снискавшей международное признание, полюбившейся даже нью-йоркским критикам, наконец, будут аплодировать в Оулу и Куопио.

"