Posted 25 января 2012,, 20:00

Published 25 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:52

Updated 8 марта, 05:52

Марафон музыкантов

Марафон музыкантов

25 января 2012, 20:00
В январе исполняется 90 лет с того момента, когда советский нарком просвещения Анатолий Луначарский подписал распоряжение об основании Московской филармонии. Это решение повлияло на историю мирового, отечественного и (тем более) столичного музыкального исполнительства.

По летописи московских филармонических концертов можно написать историю музыки XX и начала XXI века. Кто только не выступал под эгидой почтенной юбилярши! Так было начиная с 1920-х годов, когда художественный совет филармонии возглавил маститый композитор Николай Мясковский. Начали сразу по-крупному. В Москве, несмотря на нарастающую закрытость СССР, услышали лучших музыкантов мира и новейшую музыку европейских композиторов – авторские концерты в Москве давали Мийо, Онеггер и Барток. А вот список имен юных дарований, ставших солистами новой организации – Ойстрах, Софроницкий, Юдина, Нейгауз, Гилельс и Дулова.

Способы работы оказались на редкость жизнеспособными: почти все было придумано с самого начала. Например, активно создавались детские программы, кстати, и сегодня одни из самых продаваемых. Готовить будущую аудиторию – дальновидный шаг: внуки тех детей сегодня составляют значительную часть слушателей. Была введена система абонементов, построенная на нескольких принципах: исполнительском, жанровом, историческом и тематическом. Филармония негласно узаконила идею, подвергавшуюся в союзе гонениям – возможность выбора. Каждый слушатель мог найти музыку, близкую именно ему, будь то любимый пианист, скрипач или певец, музыка прошлого и (или) настоящего, солирующий инструмент или грандиозный оркестр, короткая пьеса или большой концерт. Этот принцип, воодушевленный идеей культурного просвещения, оказался работоспособным и сохранился до наших дней, как и главные исполнительские площадки – Большой и Малый залы консерватории, Колонный и Октябрьский залы Дома союзов, Бетховенский зал Большого театра. В 1940 году открылся еще один, новый концертный зал (теперь его называют «лицом» филармонии) которому присвоили имя Чайковского.

В годы Отечественной войны музыка активней пошла в народ – концерты играли вне залов и консерваторий, работали для призывников, солдат на фронте, в госпиталях. Прошло около пяти тысяч военных выступлений. А в 1945 году состоялось несколько исторических концертов, среди которых первое исполнение «Оды на окончание войны» Прокофьева. Тогда же начали звездную карьеру молодые музыканты, пришедшие в филармонию – Рихтер, Коган, Ростропович и Ситковецкий

Послевоенное время дало много нового. В сталинской Москве играют «продвинутую» музыку Энеску и Кодая. Восстанавливают (по оркестровым голосам) и исполняют утраченную Первую симфонию Рахманинова. С 1953 года работает коллектив, сегодня именуемый Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. После прорыва «железного занавеса», как и везде, усилились контакты с миром: меломаны то и дело «живьем» слушали лучшие оркестры мира. В столицу приезжают Караян, Стравинский, Стоковский, Мазур, Орманди, Бернстайн, Гульд и Горовиц. В залах филармонии первые исполняются Седьмая симфония Прокофьева, Одиннадцатая симфония Шостаковича, «Патетическая оратория» Свиридова. Не без помощи филармонии организуется Первый международный конкурс имени Чайковского. Здесь создан первый в стране ансамбль старинной музыки «Мадригал» и многолетние проекты, живущие до сих пор – фестивали «Русская зима» и «Московские звезды».

То, что происходило ближе к нашим дням, невозможно перечислить даже вкратце. На филармонических афишах появляются имена Гродберга, Петрова, Крайнева, Третьякова, Гутман, Спивакова, Кагана и Кремера. Композитор Бриттен управляет Лондонским симфоническим оркестром, в столицу приезжают Пендерецкий и Лютославский, Озава и Фишер-Дискау. Приходит молодое поколение исполнителей – среди них Кисин, Мацуев, Венгеров и Репин. В 1990-е годы филармония, как и вся страна, переживает тяжелое время: госфинансирование упало до минимума, но, с другой стороны, пропали идеологические запреты: можно было играть любую современную музыку. Главное, она звучать не перестала, и вообще, когда нашей культуре было легко c деньгами? Сегодня тоже далеко не сахар, но филармония только за последние три сезона приглашала Венский филармонический оркестр с Баренбоймом, Берлинские «филармоники» с Рэттлом, «Оркестр Артуро Тосканини» с Маазелем, Оркестр Баварского радио, камерный оркестр театра La Scala, барочный ансамбль Les Arts Florissants. Множество выдающихся певцов задействовано в циклах «Великие оратории» и «Звезды мировой оперы в Москве». На концертных исполнениях опер (от «Милосердия Тита» Моцарта и «Девы озера» Россини до «Четырех девушек в голубом» Денисова) всегда аншлаги. Многие из этих произведений редко идут в театрах или вообще раритеты, а потому концерты становятся открытием для российской аудитории.

В день юбилея – 29 января – филармония устраивает тотальный музыкальный марафон. С 11 утра до полуночи в Концертном зале имени Чайковского выступят известные музыканты и лучшие музыкальные коллективы Москвы. Планируются «Детские сказки с оркестром», танцы ансамбля Игоря Моисеева, оркестры под управлением Спивакова и Юровского, «Академия старинной музыки», джазовое шоу и многое другое. Программы будут меняться каждые два часа. Как сообщает Филармония, билеты можно приобрести «по символической цене». Так что знаменитые «консерваторские» старушки, завсегдатаи концертов филармонии, смогут позволить себе этот пир духа.

"