Posted 25 января 2006,, 21:00

Published 25 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Ольга Егошина

Ольга Егошина

25 января 2006, 21:00
День варенья

Небезызвестная героиня «Театрального романа» на вопрос о годе своего рождения нервно кричала: «Я родилась в мае!» Наши театральные учреждения не просто с удовольствием отмечают свои даты, но постоянно норовят «нарастить» себе года.

7 мая 2003 года Студенческий театр МГУ торжественно отпраздновал 45-летие. Поминались основатели театра – прежде всего Ролан Быков, организовавший коллектив, который носит имя Студенческого театра МГУ. Вспоминали славную историю коллектива, где работали Ия Саввина, Алла Демидова, Сергей Юткевич, Марк Захаров, Роман Виктюк. За последние 25 лет Студенческий театр под руководством Евгения Славутина расширил состав трупы до 150 человек. Воспитанники театра этих лет – Валдис Пельш, Алексей Кортнев, Ирина Богушевская, Максим Галкин, Антон Кукушкин и многие другие.

Не прошло и трех лет, как Студенческий театр широко отпраздновал... 250-летие (это событие произошло вчера). Видимо, считая год даже не за десять, а аж за тридцать с хвостиком. Рядом с Самарой, добавившей себе 229 лет, пустяк, конечно, но приятно!

Намеченное широкое празднование Указа Елизаветы о создании первого русского профессионального театра оказалось слишком сильным соблазном для многих театральных голов. Деятели Студенческого театра МГУ вдруг вспомнили, что в 1756 году при Московском университете был создан Университетский театр. Правда, существовал он как частная антреприза. А в 1776 году на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр, получивший (1780) название Петровского. То есть тот самый Университетский театр благополучно перестал существовать, пока чья-то предприимчивость не извлекла его со страниц энциклопедии и не возвела театр в ранг прямых наследников.

Впрочем, на ранг «наследника» Университетского театра претендует не только Студенческий театр МГУ, но также и более весомый конкурент – Малый театр. Столетия он жил, твердо считая датой своего рождения 14 октября 1824 года. Не далее как в 1974 году вся страна Советов широко праздновала 150-летие одного из старейших русских театров. Но слаб человек – быть «одним из старейших» не хочется. И вот руководство Малого театра объявляет сезон 2005/2006 года юбилейным, 250-летним. И свою родословную опять же возводит к Университетскому театру при МГУ. Надо сказать, притязания Малого театра более обоснованны, чем Студенческого (можно проследить, как путем долгих преобразований – слияний-переформирований Университетский театр вошел частичкой в Малый театр). Надо удивляться, что в наследники Университетскому театру не записался Большой театр, созданный путем деления труппы на балетно-оперную и драматическую, на основании того же коллектива Петровского театра, что и Малый.

Однако в Большом театре, честно отпраздновавшем в этом году свое 175-летие (всю жизнь считалось, что Малый театр старше всего-то на год!), правильно предполагают, что искусственное «состаривание» ни к чему хорошему не приводит. А радикально переписанная история выглядит подозрительно-неустойчивой.

Странная логика «чем древнее, тем почтеннее» царствует даже в высоконаучных учреждениях. Пару лет назад почтенная Санкт-Петербургская академия театрального искусства (до 1993 года известная как ЛГИТМик) вдруг решила передвинуть дату своего основания с 1918 года на 1779-й. И торжественно отпраздновала свое 225-летие. Над решением руководства больше всего издевались сами историки театра, работающие в академии. Но празднества состоялись, сопровождаемые всеми положенными приветствиями, субсидиями и наградами.

Трудно считать, что почтенные руководители почтенных учреждений случайно «заблуждаются» или находятся во власти миража. Дело явно в другом. Головой все понимаешь, но кладешь руку в карман, и приоритеты меняются. Когда-то герой мультфильма хотел праздновать дни рождения каждый день, чтобы все окружающие несли и несли подарки. Желание «дня рождения» было откровенно корыстным. В сегодняшней действительности, похоже, многие взяли на вооружение эту богатую идею мультяшного жадины. Сам себе возглашаешь день рождения – и юбилейные награды, денежные субсидии и т.д. обеспечены. Оговорюсь, что в театрах все эти «приписки» лет происходят не от хорошей жизни. И не для себя стараются руководители, накидывая очередную сотню-другую годков. Но от этого не легче.

Не удивлюсь, если где-нибудь в тьмутаракани на днях раскопают остатки доисторического театра и местный ТЮЗ решит отметить свое 2000-летие...

"