Posted 25 января 2005,, 21:00

Published 25 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Анаконды у стен Кремля

Анаконды у стен Кремля

25 января 2005, 21:00
Сегодня начала работать самая «продвинутая» выставка Московской биеннале современного искусства под названием Art-digital 2004. Благодаря новейшим цифровым технологиям посетители могут здесь «поплавать» с призрачным лебедем из балета Чайковского и лишь одним «кликом» компьютерной мышки разбить виртуальную скульптуру Да

Устроители Art-digital придумали девиз: «Я кликаю, значит, я существую», и разместили в темных залах галерейного центра десятки мониторов, мышек и клавиатур, с помощью которых приводятся в действие произведения новейших художников. Впрочем, достижениями техники воспользовались не все – пермский медиахудожник Сергей Тетерин заменил клавиатуру обыкновенной мясорубкой. Вращая ручку мясорубки, зритель приводит в движение кадры кино 20-х годов и чувствует себя как тот антикварный «киньщик», что крутил, пугал зрителей паровозами братьев Люмьер. Именно на подобных играх со зрителем и с современной поп-культурой построено большинство проектов российских и зарубежных участников. Один из самых остроумных принадлежит вездесущему дуэту «Синие носы» (Мизин и Шабуров), которые создали фильм ужасов «Анаконда в Москве». Фильм сделан очень просто: перед открыткой Кремля помещена вращающаяся... сосиска. Когда открытка и сосиска проецируются на экран, складывается ощущение, что у кремлевских стен ползает огромная змея.

Самыми запоминающимися экспонатами выставки оказываются те, что пародируют обычные компьютерные игрушки. Например, Юлия Штраус придумала Нарколебедя, который плавает по галлюциногенным волнам, поедает экстази и всякий раз переходит на новые уровни подсознания. Польский художник Янек Симон спроецировал на пол подобие восточного молитвенного ковра, вручил посетителям пульт и заставил «расстреливать» их традиционные узоры. Наконец, итальянская инсталляция Лоренцо Пиццанелли «Иконоборец» предлагает участникам игры поглумиться над всемирно известными произведениями искусства: переходя от уровня к уровню, вы боретесь с монструозной улыбкой Джоконды, разбиваете молотом агрессивного «Давида» и стреляете в ангелов византийской мозаики. При этом новый «иконоборец» действует не руками, а ногами, танцуя на особом интерактивном коврике – на пульте управления игрой.

Таким образом, выставка на целый месяц превратилась в альтернативу разным дум-станциям и компьютерным салонам. Художники, кстати сказать, очень скептически настроены по отношению к салонной компьютерной культуре – почти все произведения, по их мнению, стараются избавить фанатов «стрелялок» и «крушилок» от виртуальной зависимости.

"