Posted 25 декабря 2020,, 16:40

Published 25 декабря 2020,, 16:40

Modified 25 декабря 2022,, 17:00

Updated 25 декабря 2022,, 17:00

Крови на клавишах не было? Олег Осетинский отрицал обвинения дочери

Крови на клавишах не было? Олег Осетинский отрицал обвинения дочери

25 декабря 2020, 16:40
Фото: anews.com
Вчера «Новые Известия» опубликовали материал «Кровь на клавишах: как прошло детство знаменитой пианистки Полины Осетинской», посвящённый её воспоминаниям о жизни с отцом-тираном, от которого она в итоге сбежала. Олега Осетинского не стало этой осенью, однако, сохранилось его интервью изданию «Собеседник» от 2008 года.
Сюжет
Книги

Материал двенадцатилетней давности называется «Олег Осетинский: Я не окроплял рояль кровью дочери». Книга шокирующих воспоминаний Полины Осетинской «Прощай, грусть», выпущенная в 2006 году, упоминается в нём как одна из самых скандальных и неожиданных книг тех лет.

«Полину знал весь мир как девочку-вундеркинда, гениальную ученицу своего отца – Олега Осетинского, известного сценариста («Звезда пленительного счастья», «Взлёт», «Михайло Ломоносов») и музыкального педагога.

В бесчисленных интервью по ТВ Полина рассказывала, как папа замечательно учит ее играть на рояле и как они с ним смеются над тупыми советскими педагогами. Когда девочке было тринадцать, они расстались – Полина не простила отцу пощечины на репетиции. Прошло 20 лет (напомним – эта публикация вышла в 2008 году – прим. «НИ»).

За это время Полина дала множество совсем других интервью, а в книге изложила поистине пугающие факты. Оказывается, отец кормил ее «кусочком засохшего сыра», бил головой о батарею и насиловал её подругу на её глазах. На пресс-конференции, посвящённой выходу книги, Полина повторила эти обвинения и рассказала, что написала автобиографическую повесть с намерением избавиться наконец от гнета собственного трагического детства», - говорится в материале.

«Собеседнику» удалось взять интервью у Олега Осетинского во время его очередного приезда в Россию (он переехал в США на постоянное место жительства).

«Олег Евгеньевич, это что – правда?», - спросил его корреспондент о событиях, описанных в книге Полины.

«О Господи! Какая правда! Зачем мне было насиловать Диану, которая меня обожала и хотела за меня выйти замуж? Ездила со мной по разным городам – видите, какая весёлая? Вот фотографии… А избиения, рояль в крови… какой-то фарс! И как же это всё выдержали таинственные пять человек, в чьём присутствии я производил экзекуцию? Как их фамилии, кстати? И где была моя мама, на чьей квартире все это происходило? Злобный бред!», - ответил Осетинский.

Далее журналист поинтересовался, зачем бы Полине врать.

«Не знаю, - ответил Осетинский, - Однажды она мне позвонила – один раз за все годы! – тяжело болела, думала, что умрет. И попросила прощения за всю ложь! – правда, Полина?! На мой вопрос устало ответила: «Если я не буду тебя ругать, мне не дадут работать. Ведь я завишу от тех женщин, которые тебя ненавидят по личным мотивам». Я никогда не получал от Полины ни копейки. И не претендую на ее благодарность. Хотя за месяц перед уходом она сказала, стоя на коленях перед иконой: «Я никогда не предам тебя, папа! И всегда буду отдавать тебе половину гонорара

Затем Осетинский рассуждает о таланте дочери и своём вкладе в её творческую судьбу.

«От природы у Полины ни слуха, ни тяги к музыке. Еще в 8 лет педагоги в Ленинграде проверяли ее слух – и были разочарованы: «Как вы дальше-то будете?» Ее слух, техника – результат моего каторжного труда. 27.000 уроков за 8 лет! Никто никогда в истории музыки в 9–10 лет не играл – не мог сыграть то, что играла Полина, даже Моцарт!

Это доказывает сравнение нотных текстов. К 1984 году наша скромная московская квартира превратилась в музыкальную мекку. Великий пианист Альфред Брендль, побывав на концерте Полины в Ленинграде, сказал: «В Америке вас разорвут на куски. Вы станете миллионерами за год». Самое консервативное в мире Минкультуры СССР было вынуждено признать, что уже к 11 годам я сделал Полину профессиональной пианисткой! Вот справка: Полина Осетинская тарифицирована Минкультом СССР как «солистка-инструменталистка 1-й категории».

Я подарил Полине диплом о профессии уже в 11 лет. Ей нужно было только расти, взрослеть, развиваться душой! Я мог ее сделать к 16 годам композитором, творцом, человеком. Очень плохие люди растлили ее душу. Когда мне в школе сломали палец, я записал в дневнике: «Я не смогу играть. Но у меня будет дочь, и она станет великой пианисткой». Стала. Полина была моими руками. Она росла на глазах своего сводного брата, моего сына Олега. Пусть повторит при нем свою ложь – о голодовках, избиениях…»

«Собеседник» отмечает, что Олег Осетинский подал на дочь в суд, «ситуация, которой врагу не пожелаешь».

"- Будете требовать денежной компенсации?

– Нет, ни в коем случае. Я хочу, чтобы она признала свою ложь и просто попросила прощения. Вот и всё".

«На наших глазах разворачивается трагедия двух некогда близких, кровно связанных, широко известных людей», - отмечал "Собеседник".

«Михаил Плетнёв называл Полину Осетинскую безупречной пианисткой, а его комплимент дорогого стоит. Её отец – сценарист, чьи фильмы не сходят с экранов вот уже тридцать лет. От их вражды не выигрывает никто, но конца ей не предвидится. Полина Осетинская ничем пока не сумела доказать своих, прямо скажем, страшных обвинений. Всё это заставляет задуматься не только о плате за раннюю славу, за статус девочки-вундеркинда, но и о том, насколько вообще оправданна эта практика: с первых лет растить из ребенка не просто профессионала, но гения.

Педагогическая система Олега Осетинского весьма эффективна – в Штатах ученики записываются к нему в очередь. Но она не зря называется «Дубль стресс». В тщательно составленном и продуманном режиме дня Полины не было часа, свободного от музыки. Ее жизнь была всецело посвящена одной титанической сверхзадаче. Уникальной пианисткой она стала, но психика ее при этом, видимо, надломилась необратимо. Двадцать лет спустя она по-прежнему сводит счеты с отцом, теперь уже семидесятилетним. Никакими рациональными аргументами этого не объяснишь.

Призывать Полину Осетинскую к покаянию и извинениям, как делает ее отец, кажется, бессмысленно. Да и сам он признается, что прежде всего, жалеет ее. Тем, кто выбирает за своих детей судьбу и мечтает увидеть их «небывалыми в истории пианистами», «чудо-детьми», есть над чем подумать. Весьма велик риск, что к старости вы окажетесь не любимым родителем благодарного гения, а оклеветанным одиночкой, с которым сводит счеты безнадежно изломанный человек».

Вот такой «другой взгляд» на ситуацию, вот такая «другая правда»…

"