Posted 24 декабря 2015,, 21:00

Published 24 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Актриса Елена Яковлева

Актриса Елена Яковлева

24 декабря 2015, 21:00
Елена Яковлева уже четыре года живет новой жизнью. Уйдя из «Современника» и поставив точку в сериале «Каменская», актриса полностью сосредоточилась на кино, антрепризных спектаклях, гастролях и творческих встречах со зрителями. По собственному признанию, вдохнула полной грудью свежий воздух свободы. Проекты теперь выби

– Елена, проект «Страна чудес» собрал чуть ли не лучшие актерские, режиссерские и музыкальные силы страны. А вам он чем был любопытен?

– Очень интересный материал, к тому же у меня прекрасный партнер – Федор Добронравов, которого я очень люб­лю. Давно хотела с ним встретиться и вместе поработать. Сбылось!

– Как семейная пара вы с Федором очень гармонично смотритесь. Несмотря на смешной переплет, в который вы попали, на премьерном показе у многих слезы наворачивались на глаза...

– Это говорит об одном: значит, классная получилась комедия. И настроение новогоднее она уж точно поднимет на нужную высоту. Все-таки в жизни трагичные и комедийные ситуации частенько переплетаются. Но есть комедии «черные», а это очень-очень светлая лирическая, мелодраматическая – как угодно ее можете назвать, но то, что у зрителей она вызывает и смех, и слезы – просто замечательно! Сама иногда смотрю такого плана кино и то хохочу, как ненормальная, то слезы кулаком утираю.

– Не будем раскрывать все секреты фильма, скажем лишь об одном: по сюжету ваша героиня с мужем едет в Москву из Костромы осуществить заветную мечту – сыграть в передаче «Поле чудес». А в жизни вы азартная, авантюрная?

– Не знаю, насколько я авантюристка, но всякое неизведанное меня, безусловно, манит и будоражит. Когда мы смотрим разные «Большие гонки», все равно же прикидываем: «А что бы я делал в таких условиях?» Поэтому если есть возможность в «это» поиграть – почему нет?! Самой большой моей авантюрой последних лет было участие в «Танцах со звездами», где я села на шпагат и та-а-к растянула ногу! После этого мне предложили месяц пожить на острове с обезьянами, и я сразу согласилась. Но, слава богу, муж на следующий день перезвонил организаторам и сказал: «Она не поедет».

– Можно сказать, спас?

– Ну да. А так поехала бы. По большому счету, я понимаю, что каждый должен заниматься своим делом. Но все равно любопытно.

– А как вы относитесь к посылу авторов фильма, что Россия – страна чудес? Что для вас в нашей родине самое чудное и самое чудесное?

– Несмотря на то, что жизнь сейчас довольно-таки непростая: и меркантильная, и заставляет большинство людей думать о добыче денег, чтобы как-то существовать и жить, а все равно наши люди остаются добрыми, открытыми, щедрыми... Вспомните хотя бы, как на ту же передачу «Поле чудес» все везут свое самое дорогое, часто сделанное своими руками – подарить, с кем-то от щедрот российской души поделиться.

– Значит, есть у наших людей некая изюминка, чего нет больше ни у кого?

– Это даже не изюминка, а огромная-огромная изюминища!

– Один из героев фильма в новогоднюю ночь принимал роды у жены, другой чуть не улетел на летающей тарелке, то есть с обычными людьми случаются самые необычные вещи. В вашей жизни были невероятные приключения – нечто из разряда волшебства?

– У меня вообще вся жизнь – как «Поле чудес». Я приехала и поступила в театральный вуз. Потом меня взяли артисткой работать в очень хороший театр. И снималась я у замечательных режиссеров и до сих пор снимаюсь у них. Знаете, я – счастливая артистка! Потому что у меня прекрасные отношения со всеми партнерами и партнершами, с которыми я когда-либо работала. Если мы встречаемся еще в какой-нибудь картине, нам не стыдно смотреть друг другу в глаза. Допустим, вместе с Ирой Розановой мы идем по жизни просто – с 1989 года, как начали сниматься в «Интердевочке». Время от времени пересекаемся. Сколько времени уже прошло – страшно просто даже представить! А уж на мужчин мне везло прямо с глубокой молодости. Например, одна из моих первых картин – «Полет птицы». Там – Автандил Махарадзе (его по «Покаянию» все знают), Ефремов-старший... Красавец, с этими бархатными завораживающими женщин глазами, с каким-то таким безумным умением смотреть так на женщин, что действительно все внутри переворачивается.

– Даже так?

– Ух, как умел! Причем, поскольку в театре «Современник» мне о нем все-все рассказали, я думала, что о Ефремове знала все. А когда увидела, сразу поняла, почему так у него много жен, любовниц (или все они его музами были?)... Казалось бы, возьми любую его фотографию: ну чего – мужик и мужик, корявый даже немножко. Уж точно не плейбой. А невероятное море обаяния! Потом у меня был партнер – Юра Богатырев, которого я вообще обожаю. Или Родион Нахапетов – еще до отъезда в Америку – тоже один красавец. Иннокентий Михайлович Смоктуновский... Господи! А сейчас как мне на партнеров везет... Это не значит, что мы никогда не цапались из-за какой-нибудь ерунды или не обижались друг на друга. Творчество ведь не всегда тишь да гладь, момент усталости и раздражения в работе иногда присутствует. Я просто научилась у великих – ни в коем случае нельзя копить в себе это раздражение. У меня была хорошая школа!

– В «Современнике» вы застали просто блистательных, легендарных актеров! Один Евгений Александрович Евстигнеев чего стоит...

– Вот уж с кем связано больше всего замечательных историй и баек. Не все, правда, можно рассказывать... Например, однажды они с Олегом Ефремовым репетировали «Чайку», и был один из «прогонов». Находясь на сцене, артист Валентин Никулин, игравший Треплева, вдруг понял, что ружье, из которого он должен «застрелиться», забыли зарядить. Он в панике выскочил за кулисы, где стоял, ожидая своего выхода, Евстигнеев, с криками: «Ружье не зарядили! Что мне делать?!» На что ему Евстигнеев спокойно посоветовал: «А ты повесься!»

– Блеск!

– Галина Борисовна Волчек все время о нем рассказывала такие интимные вещи, которые, наверное, только она одна могла знать. Например, как она боролась, чтобы Евстигнеев «пах, как джентльмен». Покупала ему всевозможный парфюм, но, несмотря на то, что Галина Борисовна женщина со вкусом, ему все время что-то не нравилось или он забывал... Словом, с одеколоном не задружил и как джентльмен не пах. И вот однажды (они к тому времени расстались, но продолжали общаться как интеллигентные люди) они встретились. Евгений Александрович наклоняется к ней: «Здравствуй, Галочка!» И она вдруг чувствует, что от него чем-то приятно пахнет. Она воскликнула: «О! боже, наконец-то!» Он: «Ну-тк!» Отворачивает полу пиджака, а там у него «елочка», которую в автомашину вешают для ароматизации. «Ну-тк!»

– Очень часто актерский путь к славе лежит через огонь, воду и медные трубы. Что для вас было самым трудным на этой дороге к вам сегодняшней – успешной и востребованной?

– Да ничего! Сегодня кажется, что наоборот – есть что вспомнить. Мы частенько сидим женским коллективом – гримеры, костюмеры и, бывает, разболтаемся про какие-нибудь восьмидесятые или девяностые. И хоть бы кто вспоминал о них как о чем-то горестном или грустном. Нет! «А помните, девчонки, из жратвы в магазинах – одна морская капуста?» И все: ха-ха-ха!!! Хотя, конечно, тогда было немножко страшновато, потому что в начале девяностых у меня был совсем крошечный Денис на руках. Молоко пропало, а в магазине нет ни «Малютки», ничего – этот ужас я помню. И отсутствие медикаментов, если, не дай бог, он заболеет... Но выкручивались же как-то. Хорошее было время!

– Вас прославил фильм «Интердевочка». Тем не менее и «секс-символом», и прочими эротическими ярлыками вас «обошли», хотя повод был великолепный. Почему?

– Думаю, я не обладаю этим даром. А по поводу ярлыков... У нас ведь знаете как? Вот мне все говорят, что я – «русская Мерил Стрип». Допустим, вы берете интервью, а я без всякой задней мысли, с иронией об этом рассказываю. Три-четыре раза это скажу, а пятый возьмет и напишет: «Я спросил у «русской Мерил Стрип»...» (Смеется) Ярлык! И ты сам на себя его напяливаешь. Точно так же и с другими ярлыками.

– Ваш партнер по фильму «В стиле jazz» Виктор Сухоруков свой самый необычный автограф оставил оленеводам, расписавшись на рогах оленя. У вас, наверное, своя коллекция необычных автографов?

– В общем, да! Денежные купюры, паспорта... На чем только не приходилось расписываться. Даже на справках об освобождении! Спрашиваю: «Что это такое?» – «А я только что из тюрьмы! Я сейчас приду в ментовку и всем покажу: к моему освобождению сама Каменская руку приложила!»

– Вы столько лет пропагандировали светлый образ российского сыщика. Наверняка дома храните наградной именной пистолет Макарова, майорские погоны...

– Я сама удивлена, но ничего этого у меня нет. Тем не менее, обычные люди с Днем милиции меня поздравляют. Идешь по улице 10 ноября, и практически каждый второй говорит: «С праздником, товарищ майор!»

– Какие картины вы сами считаете своей визиткой?

– Как показали мои творческие встречи со зрителями, они помнят и любят не только «Интердевочку» и «Каменскую», но и многие другие фильмы. Например, «Анкор, еще анкор!» Очень часто вспоминают «Воспитание жестокости у женщин и собак», «Полет птицы»... Получается, в памяти людей они оставили какой-то свой отпечаток. Помню, одна женщина так меня благодарила за фильм «Ретро втроем»: мол, моя героиня ей помогла избежать серьезной жизненной ошибки. Вот! Поэтому, как такая «матерая актриса», очень банально отвечу: моя «визитная карточка» еще впереди!

– Вы четыре года вне репертуарного театра. Если честно, тоскуете по «Современнику»?

– Знаете, я абсолютно не жалею о том, что со мной случилось. По одной простой причине: это мой поступок, мой выбор своей дальнейшей жизни. Значит, мне в тот момент нужно было так сделать, и все. Не решись на этот шаг, я бы там до сих пор сидела и ничего не делала. Так уж лучше я что-нибудь буду делать и буду сама распоряжаться своим свободным временем. Сейчас я понимаю: так много интересного на земле!

– В уходящем году у вас с мужем, актером Валерием Шальных, круглая красивая дата – 30 лет семейной жизни. Вы как-то признались, что ваш многолетний счастливый брак во многом «держит любопытство». Неужели?

– Да, нам интересно, чем же все закончится (смеется.) Потому что в нашей жизни много чего было... И так мы ссорились. И вот так. И так мирились. И вот так... А если вот так вот поссоримся, то как мы будем мириться в этот раз? Любопытно же. Главное, чтобы не было повторов.

– Вам свойственна традиция начинать жизнь с чистого листа, заново с Нового года?

– Да я с каждого понедельника начинаю новую жизнь! А что касается Нового года, у нас обычные традиции. Собираемся в семейном кругу, наши собаки всегда с нами. Правда, сын Денис сейчас вырос, у него началась своя взрослая жизнь, свои традиции, но, конечно, он заскакивает домой один или с кем-нибудь либо до Нового года, либо сразу после.

– Каких чудес ждете от года Огненной Обезьяны? Свадьбы сына? Или того, что выполнит режиссерское обещание и снимет маму в своем кино?

– Ну, он мне такого обещания не давал – это была моя надежда. Знаете, как будет, так и будет. Не очень люблю загадывать. Если и загадываю какие-то желания, то только такие, что если они не исполнятся, то можно хотя бы посмеяться.

– Возвращаясь к комедии, с которой мы начали беседу... Герои фильма «Страна чудес» (великолепная четверка «Квартета И») попадают в новогоднюю ночь в милицейскую кутузку, и сразу фортуна поворачивается к ним лицом. Это шутливый намек создателей фильма, что год Огненной Обезьяны надо отмечать в «обезьяннике» – на удачу?

– (Смеется) Что же, если будет год Тигра, нужно за удачей в клетку с тиграми входить? Нет, я уж лучше как-нибудь без такого экстрима обойдусь. И без клетки с обезьянами. Тем более что 2 января уезжаю в Питер – 3-го у меня там спектакль, и я его сорвать не могу.

– Ну и на этой ноте что бы вы пожелали нашим читателям в новом году?

– Сбывшихся мечтаний, надежд. Счастья, здоровья, любви!

СПРАВКА «НИ»

Елена ЯКОВЛЕВА – российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, народная артистка РФ. Школу окончила в Харькове в 1978 году. После школы успела поработать и библиотекарем в Харьковском университете, и картографом. Окончила ГИТИС (курс Владимира Андреева), сразу же была принята в театр «Современник», где проработала долгие годы. Широкая слава пришла к ней после роли Тани Зайцевой в фильме «Интердевочка» режиссера Петра Тодоровского. На новый пик популярности актрису вознесла роль Насти Каменской в телевизионном сериале «Каменская». Снялась в двух популярных фильмах грядущих новогодних каникул: «Самый лучший день» и «Страна чудес».
"