Posted 24 декабря 2013,, 20:00

Published 24 декабря 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:35

Updated 8 марта, 04:35

Скульптор Николай Никогосян

Скульптор Николай Никогосян

24 декабря 2013, 20:00
Известный скульптор, народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Российской академии художеств, Николай НИКОГОСЯН недавно отметил 95-летие. К юбилею приурочена ретроспективная выставка в залах академии, охватывающая почти 70 лет творческой деятельности художника, который свой юбилей

– Николай Багратович, что вы почувствовали, когда пришли на открытие этой выставки?

– Я очень волновался, опаздывал, была пробка, люди ждали меня… Вообще организацией выставки занимался мой внук. На этой выставке представлены работы, которые ни разу не выставлялись, и организаторы очень постарались сделать выставку на высшем уровне.

– Что для вас значила выставка?

– Она для меня очень важна, ведь самое главное для меня – не скульптура, а живопись. Но как живописец я не получал никаких званий, а вот скульптуры мои высоко оценены.

– Кого вы были рады увидеть на этой выставке в первую очередь?

– Мою жену. А президент Академии художеств не смог приехать…

– В экспозиции представлена целая серия автопортретов…

– Ван Гог говорил, что самое главное в искусстве – это рисунок. И скульпторы, и архитекторы, и даже писатели, и режиссеры считают рисунок первичным искусством. Иоселиани снимал свои фильмы по рисункам. Я рисую автопортреты каждый день. Как балерины каждый день должны делать упражнения – так и художник должен упражняться каждый день…

– Какие изменения в себе при этом вы хотите запечатлеть?

– Я рисую просто состояние. Когда я рисую портрет и когда смотрю в зеркало – это большая разница.

– 70 лет – огромный творческий путь. Были у вас в начале пути творческие авторитеты?

– Однажды Сарьян мне сказал: «Принеси мне твои работы, хочу посмотреть!» А Сарьян, надо сказать, оказал огромное влияние на всех армянских художников. Но ведь каждый художник должен писать так, как он чувствует! А все становились похожи на Сарьяна. И я не показал ему своих работ…

– Что вы чувствуете, когда лепите лицо человека?

– Однажды Кукрыниксы (художники Куприянов, Крылов, Соколов. – «НИ») мне сказали: «Не Никогосян похож на скульптуру, а его скульптуры – на Никогосяна». Но вообще я делаю образ гораздо острее, чем человек есть на самом деле.

– У каждого мастера есть незаконченная работа, которую по каким-либо причинам невозможно завершить. Есть ли в вашей жизни такая работа?

– Есть композиция, над которой я думаю уже целый год. Это живопись. Тема – 1915 год. Почему-то я откладываю эту работу…Больших композиций я в последнее время не рисую, но эту очень хочу закончить.

– Если бы настал такой момент в жизни, когда пришлось выбрать из своих работ самую любимую, какую бы вы выбрали?

– Они все мои дети.

– Каждый мастер в своих дневниках пытался понять, кто такой художник. Какое бы вы дали определение понятию «художник»?

– Художник – в первую очередь думающий человек. Он очень внимательно следит за природой. Этим и отличается от других.

– О чем вы думаете в последнее время?

– О смерти.

– Ваше искусство – традиционное. Сейчас в моде искусство актуальное, но не ориентированное на то, чтобы радовать глаз. Как вы к этому относитесь?

– Я скажу так: есть итальянский скульптор Марино Марини. Он делал очень пластичных лошадей. Под конец жизни он стал делать их абстрактными… И так же Ксаверий Дуниковский, польский скульптор. Если это происходит естественно, закономерно, то мне это нравится… Я считаю, что формы должны меняться. Но сам я не готов работать иначе.

– Отказывали ли вы когда-нибудь людям, которые просили вас нарисовать их?

– Вот художник Шилов много раз просил, а я отказал.

– Художник должен быть аполитичным?

– Гражданскую позицию он обязательно должен иметь.

– Есть у вас какие-то идеи, которые остались нереализованными?

– Конечно, очень много. Я обязан отдать долг Армении.

– Вы не хотели бы туда вернуться?

– Очень хочу. Я бы выбросил все, что я нарисовал, и начал снова в Армении. Сейчас мы живем в серой стране. А есть яркие вещи – армянские глаза…

СПРАВКА «НИ»

Скульптор Николай НИКОГОСЯН родился 2 декабря 1918 года в селе Шаграр (ныне село Налбандян, Армения). После завершения учебы в 1940 году в художественной школе при ленинградской Всероссийской академии художеств стал ее студентом. В 1941 году из-за начавшейся Великой Отечественной войны учеба была прервана. С 1944 по 1947год учился в Московском государственном художественном институте имени Сурикова. С 1940 года начал участвовать во всесоюзных, республиканских и международных художественных выставках. В 1942 году принят в члены Союза художников СССР. В 1956-м принял участие в XXVIII Международной биеннале в Венеции. В 1982 году присвоено звание народного художника СССР. За памятник Аветику Исаакяну в Ленинакане и за скульптурные портреты современников в 1977 году присуждена Государственная премия СССР. Среди основных скульптурных произведений – «Материнство» и «Воин», надгробие Самуила Маршака, мемориальная доска Всеволоду Мейерхольду, портреты Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова и другие. С 2001 года действительный член Российской академии художеств. Работы Николая Никогосяна хранятся во многих музеях и частных коллекциях России и мира.

"