Posted 24 декабря 2009,, 21:00

Published 24 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:20

Updated 8 марта, 07:20

Каким был для вас 2009-й год?

24 декабря 2009, 21:00
С этим вопросом мы обратились к людям, имена которых знает вся страна. Они не только рассказали о том, как пережили первый полномасштабный кризисный год, но и делились советами. Как выяснилось, рецепт спасения от кризиса у каждого свой.

Олег БАСИЛАШВИЛИ, актер:

– Для меня довольно удачно этот год сложился. Я получил очень высокую награду – «Золотую маску» за роль дядюшки в спектакле БДТ «Дядюшкин сон». Хотя справедливо было бы, если бы я разделил эту награду с Алисой Фрейндлих. И совсем недавно я получил от международного общества Станиславского награду имени Константина Сергеевича. Это самое большое признание, и мне безумно приятно. Потому что в театр я пошел только потому, что прочитал книгу Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и посмотрел спектакль, поставленный им (а они еще тогда шли на сцене МХАТа). И на всю жизнь был околдован его режиссурой, его ощущением самого духа театра.

Минувший год был кризисным. Я пока не готов посоветовать читателям «НИ», как выбираться из кризиса, этот вопрос я бы задал руководству страны. Потому что ни четкого понимания программы выхода из кризиса, ни дальнейшего пути развития я пока в их словах не нахожу.

Владимир ЭТУШ, актер:

– В 2009 году я начал новое для себя дело – возглавил Дом актера. И поэтому год был полон самых разнообразных сюрпризов: приятных и неприятных. Чем-то из сделанного я горжусь, чем-то недоволен, что-то хочу продолжить делать и дальше. Нам многое удалось, еще больше не удалось. Время мало способствует тому, чтобы люди увлекались интеллектуальным досугом. Вы и сами знаете, что с каждым годом все больше наших соотечественников предпочитают сидеть у телевизора. Сходить на выставку, посетить театр, кинотеатр, творческий вечер – все это требует от человека определенных усилий. А «поющие трусы» на разных каналах телеэкрана ничего от потребителя не требуют: нажми кнопку, поудобнее устройся на диване и балдей! Поэтому перед театром, перед искусством с каждым годом ставится задача все более сложная: как отвлечь этого отупевшего горожанина от экрана и заставить его думать, чувствовать, сострадать? Когда это мне удается, чувствую определенную гордость. В моем возрасте глупо чего-то ждать от будущего, я очень давно ничего не загадываю наперед…

А вот поздравить всех с Новым годом и пожелать счастья мне бы хотелось!

Юрий БОБКОВ, художественный руководитель театра «Манекен»:

– От имени коллектива челябинского театра «Манекен» благодарю вас и коллектив журнала «Театрал» за поддержку в очень сложный и драматичный период нашей жизни. За несколько месяцев до официального закрытия театра ваша поддержка стала единственным нашим аргументом, который был возможен в диалоге с властью. Нас обрадовало, обнадежило, но по-хорошему удивило, как много самых разных людей со всех концов страны высказались в защиту театра. Возможно, сработала корпоративная солидарность (это само по себе вселяет оптимизм, говорит о том, что СМИ, наша четвертая власть, может объединяться в минуты беды не только с властью другой, но и с театрами, ощущая эту беду как общую). Но думаю, что, помимо этого, люди почувствовали за нашей частной историей опасный прецедент, который способен породить волну подобных варварских случаев, и попытались это остановить. И остановили.

Сегодня наша реальная ситуация продолжает быть непростой. Но все же появилась надежда, что увольнение трети сотрудников (но не всех) – явление, Бог даст, временное, его просто нужно перетерпеть. Во всяком случае, мы продолжаем играть репертуар. Наша беда породила даже неожиданную радость: вокруг театра собралась довольно большая группа волонтеров из зрителей, которые проявляют инициативу и пытаются помочь выжить театру. Уверен, что именно ваш авторитетный голос оказался решающим, именно он развернул ситуацию в сторону жизни. Еще раз огромное спасибо.

Поздравляю вас с наступающими праздниками: Новым годом и Рождеством. Желаю сил, мужества, здоровья, удачи.

Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ, режиссер:

– Практически все мои ожидания и надежды на этот год сбылись. Все, что хотел сделать, я сделал: выпустил два больших спектакля, смонтировал два достаточно больших фильма. Переиздал две книги, выпустил новую. Мои студенты перешли на следующий курс. И практически случилось все, о чем я фантазировал (именно – фантазировал) в начале года. Хотя для русской культуры это был очень скорбный год – сколько выдающихся, талантливых людей ушло в мир иной! Очень сильно уменьшилась плотность замечательных артистов на душу населения, а для театра с их уходом и год стал короче. Поэтому для меня очень важно, чтобы следующий год не был сильно короче предыдущего. А пожелать читателям «НИ» хочу – чтобы все нафантазированное сбывалось.

Виктор СУХОРУКОВ, актер:

– Помните, в декабре 2008 года я говорил «Новым Известиям», что у меня обокрали дачу, и тот год омрачился потерями? Но в этом году были приобретения. Я говорю не про материальные выгоды, а имею в виду то, чем насытилась маленькая жизнь актера Вити Сухорукова. Например, в этом году я осмелился продолжить сотрудничество с театром. И для меня это был сложный выбор между свободой и государственным театром. Но тем не менее руководство Театра имени Моссовета и режиссер Юрий Еремин смогли убедить меня сыграть царя Федора Иоанновича. Теперь я служу в труппе, но рад, что коллектив встретил меня очень дружелюбно. Репетиции продолжались целый год, и у меня давно не было столь творчески насыщенных и бессонных ночей. А что касается кинематографа, то год был скупым. Снялся в «Кошечке» у Константинопольского и «Сынке» у Садиловой. Весь год работалось интересно, и теперь надеюсь, что эти мои бессонницы обернутся успехом. Успеха желаю и всем читателям «Новых Известий»!

Владимир ДАШКЕВИЧ, композитор:

– Я даже и не обратил внимания, каким был год, потому что очень много работал. Для симфонического оркестра написал новый вариант «Бумбараша» (основой послужило всем известное кино). Еще одна большая работа – трилогия «Божественная комедия». «Ад» – это концерт для альта с оркестром, «Чистилище» – концерт для фортепиано с оркестром и «Рай» – концерт для скрипки с оркестром. Причем «Рай» мне удалось уже послушать в октябре в Нижнем Новгороде, где проходил симфонический концерт по моим произведениям, и его замечательно сыграла Алена Баева. Я хочу пожелать, чтобы жизнь читателей «Новых Известий» в наступающем году шла как по нотам, и громко звучали бы ваши добрые дела.

Лев РУБИНШТЕЙН, поэт:

– Одним из самых примечательных явлений уходящего года, мне кажется, является тот факт, что все катаклизмы нашей жизни, которые традиционно случаются в августе, на этот раз происходят в декабре. Лично я связываю это с недавним высказыванием нашего президента о смене часовых поясов. Что касается ожиданий в будущем... Только между нами: так или иначе, мы все умрем, но это произойдет не обязательно в следующем году. Как раз от следующего года я ожидаю, что жизнь все-таки жизнь начнет меняться к лучшему. Столько всякого г… всплыло в последнее время, что кажется – хуже уже быть не может, а значит, должно начаться улучшение… Вот такой оптимистичный прогноз.

"