Posted 24 ноября 2015,, 21:00

Published 24 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:18

Updated 8 марта, 03:18

Счастливый ровесник новой России

Счастливый ровесник новой России

24 ноября 2015, 21:00
Балет всегда был и сегодня остается одним из весьма востребованных, хотя и элитарных видов искусства. Но попасть на балет в Большой театр и Музыкальный театр имени Станиславского – столичные оплоты академизма – не всегда просто. Куда пойти на балет в Москве и как в этом мегаполисе восполнить желание театрала соприкосну

В этом году «Кремлевский балет» отмечает 25-летие. Рожденный на заре основания новой России, на волне демократических преобразований страны, этот коллектив сумел не только выдержать конкуренцию, но и окрепнуть, сформировать свои традиции, создать оригинальный стиль.

Создатель и художественный руководитель «Кремлевского балета», народный артист России Андрей Борисович Петров по праву может гордиться своей биографией. Ему, обладающему способностями к разным видам искусства, удалось учиться у прекрасных педагогов в Московском хореографическом училище и поступить на службу в Большой театр. За плечами артиста множество сольных танцевальных и актерских партий, встречи с яркими балеринами и танцовщиками, замечательными хореографами. Судьба подарила ему совместную творческую работу с Юрием Григоровичем, Борисом Покровским, Юрием Любимовым и другими корифеями русского театра. Его дебют как хореографа состоялся на сцене Большого театра, где он показал современный, неординарный балет «Калина красная» по Шукшину на музыку Светланова, острохарактерные «Эскизы» по Гоголю на музыку Шнитке и другие спектакли.

Андрей Петров много ездил и продолжает ездить по миру. Впечатления от увиденного помогают хореографу жить творчески интенсивно и создавать новые балеты. Вероятно, бурлящая творческая энергия и неуемный характер Петрова в какой-то момент и спровоцировали его создать свой коллектив. Так, благодаря ему в 1990 году на карте театральной Москвы и появилось новое название – «Кремлевский балет».

Новый балетный театр заявил о себе серьезно, долго не раскачиваясь с осознанием себя как профессионального коллектива. За программой отдельных хореографических номеров появились и первые спектакли: «Макбет» и «Золушка» в хореографии Владимира Васильева, «Руслан и Людмила» Андрея Петрова. Собрав команду из единомышленников (педагогов и репетиторов – Екатерины Максимовой, Екатерины Аксеновой, Эрика Володина, Владимира Кошелева, Алевтины Корзенковой, Вадима Тедеева, Натальи Воскресенской, Андрея Кондратова, позднее Людмилы Чарской и Валерия Рыжова) и уже почувствовав вкус к самостоятельной работе с артистами, хореограф развернул деятельность полноценного репертуарного театра.

1995 год – один из самых значимых для «Кремлевского балета» и его руководителя. На сцене Государственного Кремлевского дворца родилось оригинальное, масштабное по хореографии, музыке и сценографии балетное произведение – «Наполеон Бонапарт». Его авторам – композитору Тихону Хренникову, художнику Станиславу Бенедиктову и хореографу Андрею Петрову – удалось подняться над рядовым событием и буквально потрясти столицу громкой премьерой. А после были и другие замечательные спектакли: «Том Сойер» Павла Овсянникова, «Коппелия» Лео Делиба, «Фантастическая симфония» на музыку Берлиоза, сочиненные Андреем Петровым.

Но жизнь продолжалась, и кораблю под названием «Кремлевский балет» необходимо было плыть дальше, неминуемо попадая в бури и штиль времени перемен. Возникали новые спектакли и открывались новые имена балерин и танцовщиков. Именно в это время состоялось важное для Петрова, его артистов и педагогов сотрудничество с выдающимся русским хореографом, мастером танца Юрием Григоровичем. Именно благодаря усилиям Андрея Петрова Григорович после большого перерыва вернулся в Москву, успев создать свой театр в Краснодаре. Тогда в «Кремлевском балете» он осуществил новую постановку балета «Ромео и Джульетта». Такого успеха Государственный Кремлевский дворец не знал, наверное, со времен легендарных гастролей театра «Ла Скала». Зал не просто аплодировал. Искренне радуясь возвращению Юрия Григоровича, публика несмолкаемой овацией воздала дань таланту хореографа. Шекспировский балет Григоровича стал началом его крепких связей с балетом Кремля, где мастер поставил еще «Ивана Грозного» и «Корсар».

Период после 2001 года был сложным, но творчески активным для Андрея Петрова. Каждый сезон хореограф подготавливал одну-две премьеры. Репертуар обрастал не только постановками классических балетов («Жизель», «Спящая красавица», «Эсмеральда»), но и абсолютно оригинальными спектаклями. Знаменитая трилогия Бомарше о Фигаро вдохновила хореографа на сочинение балета, где им использовалась музыка сразу двух великих композиторов – Моцарта и Россини. Философская версия «Снегурочки» Петрова на музыку Чайковского заставила по-другому посмотреть на пьесу Островского, увидеть в ней истоки самобытной русской культуры и национального мировоззрения.

Любой юбилей – это не просто значительная дата, а подведение итогов, возможность оглянуться на прошедшие годы и сделать необходимые выводы. «Кремлевский балет» достойно прожил все свои 25 лет и с положительным настроем взирает в будущее. Уже совсем скоро, 22 и 28 января, труппа представит зрителю свою очередную премьеру – спектакль «Баядерка».

Все это время театр поддерживали дирекция Государственного Кремлевского дворца и Управление делами президента РФ. Не все, наверное, удалось реализовать, но театр всегда оставался верен ясному курсу развития традиций классического балета. «Кремлевский балет» не изменял выбранным ориентирам, благодаря чему сохранились стиль и направленность этого коллектива.

"