Posted 24 ноября 2015,, 21:00

Published 24 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:19

Updated 8 марта, 03:19

Голландия, XVII век

Голландия, XVII век

24 ноября 2015, 21:00
После почти столетних поисков голландским поклонникам живописи удалось найти улицу, вдохновившую Яна Вермеера на написание его знаменитой картины «Улочка Делфта» (Het Straatje).

Об исчезновении очередного белого пятна в истории живописи, как пишет Amsterdam News, сообщили сотрудники Амстердамского государственного музея (Рейксмюзеума), который занимался поисками с 1921 года.

Теорий относительно места нахождения улицы, изображенной на полотне Вермеера, было предостаточно, но подавляющему большинству недоставало доказательств. До открытия профессора Амстердамского университета Франса Грийзенхаута наиболее распространенной считалась версия, согласно которой Вермеер изобразил на «Улочке Делфта» дома за гостиницей «Мешелен», в которой он жил с отцом перед тем, как женился. Эту версию еще в 1950 году предложил историк живописи Свилленс.

До Франса Грийзенхаута историки живописи анализировали ширину зданий в Делфте, размеры и цвет кирпича, применявшегося в строительстве в XVII веке, и даже составляли трехмерные изображения садов, которые могли находиться за домами, в надежде, что это поможет отыскать нужное здание.

Судя по перспективе и учитывая узкие улочки Делфта, Ян Вермеер находился напротив изображенного дома, на другом берегу канала.

Два года назад профессор Грийзенхаут решил искать дом в архивах, где хранятся налоговые записи. Открытие он сделал в том разделе архива, в котором хранятся документы по очистке делфтских каналов, ремонту набережных и содержанию инфраструктуры. После бесчисленных часов, проведенных в налоговом архиве, его поиски увенчались успехом.

В одном из документов за 1667 год Франс Грийзенхаут наткнулся на описание дома, находящегося сейчас на Фламингстрат, соответствующего дому с картины Вермеера. Теперь на месте этого здания находятся дома под номерами 40 и 42.

Старинные двустворчатые ворота в переулке исчезли, а дом справа был заменен в XIX веке другим зданием. Однако сохранившиеся дома и ворота справа позволили профессору Грийзенхауту точно определить нужное место.

Он уверен, что ни одно место в Делфте не соответствует «Улочке» так, как найденное им. Еще одним подтверждением своей теории он считает тот факт, что буквально напротив изображенного на картине дома три с половиной века назад жили старшая сестра Гитрут и (в последние месяцы жизни) мать живописца.

Франс Грийзенхаут поделился своим открытием, которое он описал в книге «Улочка Вермеера», и показал саму книгу. Она на прошлой неделе появилась на прилавках книжных магазинов, на открытии новой выставки в Государственном музее.

«Впервые мы смогли привязать картину, в авторстве которой Вермеера нет сомнений, к жизни Вермеера, – пишет профессор Грийзенхаут в своей книге. – Эта находка позволяет лучше разглядеть его блестящую технику как живописца и понять концепцию того, что заслуживает быть изображенным на холсте».

"