Posted 24 ноября 2014,, 21:00

Published 24 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

Обратная сторона оптимизации

Обратная сторона оптимизации

24 ноября 2014, 21:00
В Малом драматическом театре – Театре Европы в эти выходные на фестивале «Мы и Они = Мы» зрители смогли увидеть семь новых постановок театра по текстам современных авторов из разных стран Европы. Завершивший первый день фестиваля спектакль «Человеческий фактор» рассказал о самых злободневных темах нашего сегодняшнего б

Наиболее часто повторяющиеся слова повести «Человеческий фактор» бельгийского писателя Франсуа Эммануэля – «оптимизация» и «фашизм». Нет-нет, повесть написана совсем не вчера и отнюдь не по материалам наших газет. Врач-психотерапевт по образованию, Франсуа Эммануэль рассказал о работе психолога-консультанта Симона Кесслера в крупной международной фирме, которая производит очередную «оптимизацию производства», сокращая персонал, и герою нужно протестировать сотрудников на предмет выявления слабого звена. Одним из кандидатов на увольнение становится директор компании Матиас Юст. Погружение в его личное дело заводит консультанта довольно далеко в историю. Юст мучается комплексом вины за холокост (его отец служил в карательном батальоне), а психолог, изучая нацистские инструкции по организации концлагерей, неожиданно открывает их парадоксальную близость с собственными инструкциями по «оптимизации».

Прежде всего желание скрыть за бюрократическими оборотами речи грязь реальных действий.

Не слышать. Не видеть. Бесконечно отмываться от грязных деяний. Произносить стерильные слова, которые не оставляют пятен. Удаление. Реструктуризация. Переустройство. Переоборудование. Перемещение. Отбор. Удаление. Техническое увольнение. Окончательное решение вопроса. Все это цитаты из инструкций по уничтожению в газовых камерах.

Симон Кесслер – Владимир Селезнев произносит каждое из этих слов с особой интонацией, в которой гадливость смешивается с ужасом. Точно смотришь на монстра и обнаруживаешь, что этот монстр – ты сам. Оптимизация работы промышленного предприятия оказывается одной из разновидностей фашизма с его делением на «полноценных» и «неполноценных», с его полным игнорированием человеческого фактора.

Молодой режиссер Алексей Астахов выбрал для постановки повести Франсуа Эммануэля жанр моноспектакля. «Вживую» на сцене появляется только Кесслер-Селезнев. Все остальные участники истории – видеоизображения на экране. В спектакле сыграли ведущие актеры МДТ: Матиаса Юста – Игорь Иванов, его жену – Ирина Тычинина, его любовницу-секретаршу Линн Сандерсон – Наталья Акимова, а «заказавшего» это психологическое исследование непосредственного начальника Карла Розе – Петр Семак.

Кесслер-Селезнев ведет рассказ, общается с собеседниками на экране. Взаимодействие планов передает сложную структуру авторского рассказа, в котором, как в матрешке, открываются все новые и новые сюжеты. Герой-рассказчик ведет нас по разветвленным тропкам личных историй, и каждый персонаж проходит свой путь.

В МДТ редко используют широко распространенный последние десять лет на сценах мира видеоряд, но выясняется, что актеры Додина владеют техникой «крупного плана» блестяще. На экране видно, как застегнутой на все пуговицы Линн изменяют ее самообладание и железная выдержка. Как надламывают испытания жену Матиаса. Как испаряется обаяние добродушия у Розе. Как мертвеют глаза Матиаса.

Но самый извилистый путь в спектакле проходит Симон Кесслер. Впечатляет не только актерское мастерство Владимира Селезнева, но бесстрашие личного присутствия в роли. Его Симон Кесслер медленно, ощупью движется от функционера к человеку. Винтик системы, фанатик параграфов, он шаг за шагом приходит к осознанию, что есть обстоятельства, при которых соблюдение должностных инструкций оказывается хуже преступления.

И тогда Симон Кесслер решает «оптимизировать» собственную жизнь: ломает свою успешную карьеру, бросает фирму и устраивается работать с детьми-аутистами.

Собственно, любую оптимизацию, особенно в большом государственном масштабе, каждому хорошо бы начинать с себя… И надо ли говорить об актуальности этого вывода и о его утопичности?

"