Posted 24 ноября 2003,, 21:00

Published 24 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Айвазовский против Джона Леннона...

Айвазовский против Джона Леннона...

24 ноября 2003, 21:00
В Европе возвращается мода на российское искусство. Но если в 90-х годах на аукционных торгах самыми популярными и соответственно дорогими были старинные русские иконы и советский фарфор, то теперь коллекционеры страстно желают приобретать картины Айвазовского и домашнюю утварь российских царей.

Сегодня на лондонской Кинг-стрит проходят торги знаменитого аукционного дома «Кристис». Вслед за сенсационными продажами дома «Сотбис» на прошлой неделе, когда не только уникальные бриллианты и сапфиры, но и предметы русского искусства разлетелись, как горячие пирожки, дом «Кристис» решил взять реванш своей коллекцией «Серебро и русское искусство». Среди 424 лотов половина – европейское серебро, а половина – русское декоративно-прикладное искусство и три десятка русских картин.

Антиквары сразу выделили три самых дорогих российских лота. Начнем с третьего места: на нем Айвазовский. Интрига в том, что буквально три дня назад константинопольский пейзаж Айвазовского был продан на «Сотбис» за фантастическую сумму – 588 тысяч долларов. Теперь конкурент в лице «Кристис» решил повторить тот же ход: он выставил другую картину Айвазовского – «Вид Константинополя», выполненный знаменитым маринистом в 1852 году во время поездки из Италии в гости к турецкому султану. За него, правда, просят более скромную сумму – 280 тысяч фунтов (около 400 тысяч долларов). Удивительно, что наш Айвазовский на «Кристис» идет «нос к носу» с их Джоном Ленноном. В конце прошлой недели листок Леннона с песней Nowhere man превысил свою номинальную стоимость в четыре раза и ушел за 455 тысяч долларов.

Помимо песен Джона Леннона, у пейзажей Айвазовского есть еще два серьезных конкурента. Первый и самый перспективный – небольшая статуэтка «Маляр», выполненная фирмой Фаберже. Этот шедевр декоративного искусства находился у шведских коллекционеров (скорее всего, у русских эмигрантов) и вошел во все учебники по искусству. Уличный маляр 1914 года создан из драгоценных и полудрагоценных материалов: кепка и ботинки – из яшмы, одна кисточка – из лазурита, другая – из родонита, глаза – из сапфиров. К «Маляру» прилагается оригинальная коробка Фаберже. У комплекта довольно скромная начальная цена – 250 тысяч долларов, но уже сейчас ясно, что она поднимется как минимум вдвое.

Самая большая сумма заявлена на две вазы Императорского фарфорового завода. Две парадные золотые вазы 1849 года с миниатюрами по рисункам французского художника Ланкре («Танец» и «Музыканты») оцениваются в 900 тысяч фунтов (1,3 миллиона долларов). Вслед за этими украшениями дворца Николая I идет серебряное блюдо английской королевы Елизаветы I 1571 года. За него просят всего 200 тысяч долларов. За золотой кубок английского же короля Георга II (начало XVIII века) – 500 тысяч долларов. Пока остается лишь гадать, смогут ли николаевские вазы побить рекорды продаж не только вездесущего Айвазовского, но и вещей, принадлежавших другим европейским монархам.

"