Posted 24 октября 2011,, 20:00

Published 24 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

«Мы теряем юридическое лицо, но не должны терять историческое»

24 октября 2011, 20:00
В конце минувшей недели состоялась встреча заместителя министра культуры Андрея Бусыгина с коллективом преподавателей колледжа имени Гнесиных по разъяснению вопроса о реорганизации этого старейшего музыкального учреждения. На встрече замминистра сказал, что объединение было единственным вариантом для спасения училища.

Прошел месяц после подписания министром культуры Александром Авдеевым приказа о реорганизации Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных и его вхождении в состав Российской академии музыки. Возникшая с тех пор конфликтная ситуация остается нерешенной. Против подобной «оптимизации структуры подведомственных образовательных учреждений» выступили многие преподаватели и студенты колледжа. На встрече в стенах юридически уже не существующего колледжа заместитель министра культуры Андрей Бусыгин попытался объяснить преподавательскому составу училища, с чем связана эта крайняя мера. Бусыгин заверил, что с их стороны было предпринято все возможное по сохранению автономного статуса училища. Но решающим фактором стало постановление правительства о передаче всех средне-специальных учебных заведений в ведение субъектов Федерации. В результате чего «перед нами стоял выбор: или отдать вас Москве, или срочно присоединить к академии». В первом случае, перейдя под опеку Москвы, училище потеряло бы одно из важных своих составляющих в лице иногородних студентов: «ведь бюджету Москвы иногородние студенты не нужны». Со слов Бусыгина очевидно, что подобная реорганизация коснется многих учебных заведений. На очереди судьба Суздальского реставрационного училища. Сложившаяся ситуация с колледжем выявляет проблемы в сегодняшней реформе образования в России.

«Главное – это финансирование и укрепление материально-технической базы, потому что мы проанализировали и поняли, что колледж не выживет один, если будет продолжать существовать», ? констатировал г-н Бусыгин. Также он пообещал, что за счет реорганизации удастся повысить ставку преподавателя на 20% (отметим, что сейчас она составляет 4 600 рублей). Однако опасения, связанные с постепенным растворением училища в академии, заместитель министра поддерживает и признается, что уровень музыкального образования может упасть: «Мне кажется, в настоящее время в России сокращать или уничтожать такие уникальные учебные заведения, честно говоря, – преступление. Не думаю, что мы на это идем, когда сбиваем планку…Необходимо бороться с тем, чтобы растворения не произошло. У вас должна быть мысль, что мы теряем юридическое лицо, но не должны терять историческое».

Известен пример Мерзляковского музыкального колледжа при консерватории, который, несмотря на прикрепление к высшему заведению, сохранил свою автономность. На вопрос одного из преподавателей, не нужно ли будет спасать Мерзляковку, выясняется, что она имеет правительственный грант, а для Гнесинки его получить не удалось. Спасти учебное заведение под формулировкой «колледжа при академии» не получится, потому что в Минэкономразвития говорят: «Когда вы прячете ССУЗ в ВУЗ, нагрузка на федеральный бюджет не уменьшается. А что нам делать? Вы что, хотите под нож?»

Между тем все больше и больше подписей появляется под открытым письмом президенту РФ в поддержку сохранения независимости училища. Среди подписавшихся заметную долю составляют преподаватели Московской консерватории. Кроме того, в распоряжении «НИ» оказалось письмо деятелей культуры, также обращенное президенту РФ. Елена Камбурова, Виктор Мержанов и другие в своем обращении выражают недоверие относительно заявлений чиновников, что учебный план останется неизменным. Также они уверены в том, что «приказ направлен и на подрыв всей исторически сложившейся – многовековой – структуры музыкального (и шире – художественного) образования России». Недавно дирижер Камерного хора Владимир Минин, который был в свое время ректором института имени Гнесиных, сказал корреспонденту «НИ»: «Каждая стадия обучения имеет свои определенные цели и задачи. Сложившаяся система образования была очень эффективной, иначе не рождались бы исполнители мирового уровня. Зачем же эту систему уничтожать?»

В минувшее воскресенье на площади Краснопресненской заставы прошел очередной санкционированный митинг против реорганизации училища. Под лозунгами: «Хватит фальшивить!», «Не играйте на нервах!», «Хотим играть в мажоре!» вышли преподаватели и студенты колледжа, которые просят одного: сесть за стол переговоров.

"