Рус
Eng
Из зала – сюда

Из зала – сюда

25 октября 2010, 00:00
Культура
ВИКТОР БОРЗЕНКО
Очередной сезон в Центральном доме актера открылся большим капустником: артисты, как водится, прошлись по наболевшим проблемам – от смога и знойного лета до олимпийского строительства в Сочи и подорожания гречки. Аркадий Инин, вышедший в конце вечера к микрофону, удивился, что в этом ряду «наболевших тем» не хватило по

Открывать сезон в девять вечера – старая цеховая традиция, чтобы каждый, кто участвует в этот день в спектакле, по окончании мог приехать в Дом актера (в советское время эту традицию прозвали «Из зала – сюда»). На протяжении двух часов, что длился капустник, двери то и дело открывались и в зрительный зал входили «опоздавшие». Через полчаса стало понятно, что кресел не хватит на всех желающих. Артисты становились в проходах или, как Лидия Вележева, усаживались на полу. Александр Ширвиндт, выйдя к микрофону, решил поздороваться с каждым персонально: «Здравствуй, Володя» (Этуш), «Здравствуй, Вася» (Лановой), «Здравствуй, Ленечка» (Ярмольник). «Здесь еще много народу», – сказал Этуш из зала. «Я только с элитой», – ответил Ширвиндт.

Впрочем, «элиты» было так много, что приветствия заняли бы половину вечера. Еще до начала праздника тележурналисты в фойе охотились за Виторганом и Лановым, Муравьевой и Зельдиным, Голубкиной и Талызиной, министром культуры Авдеевым и ректором Театрального училища имени Щукина Князевым. Ожидалось и прибытие первой леди страны Светланы Медведевой.

Каждый год капустник в Доме актера посвящается какой-либо крупной дате. Два года назад артисты «прошлись гоголем по сезону» (поскольку приближались гоголевские торжества), в прошлом году капустник посвящался юбилею Чехова, на этот раз главной темой стало покорение человеком космоса (12 апреля 2011 года исполнится полвека со дня полета Гагарина). Поэтому директор ЦДА Владимир Этуш вышел на сцену в роли Звездочета, называя звездами, разумеется, постоянных гостей этого дома. А ведущие вечера Эдуард Радзюкевич и Александр Жигалкин обнародовали переписку Константина Сергеевича Станиславского с Константином Эдуардовичем Циолковским, «которая прежде не была известна театральной общественности». Например, Циолковский пишет об изобретении ракеты и своих намерениях отправить человека в космос. Станиславский тут же предлагает «отличную кандидатуру». «Лететь в космос должен Немирович-Данченко», – якобы пишет он (известно, что конфликт между легендарными основателями МХАТа длился не один десяток лет). С каждым выходом ведущих на сцену драматизм в письмах нарастал. Циолковский пишет, что недавно на гастролях в Калуге побывал МХАТ, после чего он всерьез задумался об увеличении ракетной капсулы. На это Станиславский отвечает, что «гастролировавшие артисты работали как раз под началом Немировича-Данченко».

Не обошлось и без Белки и Стрелки. Наталья Заякина и Лилия Шахетдинова рассказали, как сложилась судьба легендарных собак-космонавток. Стрелка якобы работает в театре Куклачева. На вопрос ведущего: «А как же кошки?» – Стрелка отвечает: «Да что эти идиотки умеют! Вместо кошек собак гримируют». Апогеем же праздничного вечера стало появление на сцене «трех планет»: Мария Аронова вышла в образе Татьяны Дорониной (с характерным неспешным шагом, властным взглядом) и роковым шепотом стала зазывать зрителей во МХАТ имени Горького. Елена Сотникова от лица Людмилы Максаковой спела оду «лучшему режиссеру в мире» Петру Фоменко, а экспрессивная Юлия Рутберг блестяще сыграла Людмилу Гурченко, с которой страшная история приключилась. «Представляете, я поехала в Петербург, а приехала в Ленинград», – изумлялась Рутберг-Гурченко.

Отдельная глава вечера была посвящена памяти Маргариты Эскиной – легендарной хранительницы Дома актера, ушедшей из жизни два года назад. И пока живет о ней память, атмосфера в ЦДА, к счастью, не изменится.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter