Posted 24 октября 2007,, 20:00

Published 24 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:28

Updated 8 марта, 08:28

Монро в роли Макбет

Монро в роли Макбет

24 октября 2007, 20:00
В рамках фестиваля «Александринский» в Санкт-Петербург приехал Королевский Драматический театр Швеции со спекталем «Макбет» в постановке художественного руководителя Стафана Вальдемара Хольма. Создав собственную сценическую версию классической трагедии, режиссер перенес действие в наши дни и сделал акцент на катастрофи

Накануне спектакля режиссер-постановщик Стафан Вальдемар Хольм сказал, что это была одна из самых трудных постановок в его жизни. «Макбет» в очередной раз подтвердил свою репутацию «черной пьесы». За время работы над спектаклем у режиссера умерло пятеро близких родственников, а театр преследовали разнообразные неприятности в виде отключенного электричества и неисправного водопровода. Это третья шекспировская постановка в биографии Хольма. Он ставил «Гамлета» в театре Мальме и «Двенадцатую ночь» в берлинском «Дойчес Театре». Монологом Гамлета открывается спектакль: неожиданно моложавый король Дункан, присев на койку в солдатском морге, размышляет о том, как бы «забыться, умереть, уснуть и видеть сны». А его окружение устало переглядывается: опять чудит властитель!

Позже в том же морге отходят от ярости сражения Банко и Макбет. И поднимающиеся на своих койках покойники напророчат корону одному и царственных потомков другому. В ходе действия «ведьминские» предсказания прозвучат из уст дворецкого Макбета. А песни пузырей земли будет петь узурпатору накануне решающей атаки на Дунсинан приглашенная певица.

Главной ведьмой шведского «Макбета» становится леди Макбет. В исполнении великолепной актрисы Лены Энгре она похожа на Брунгильду и Мэрилин Монро. Единственная женщина в мире мужчин-военных, платиновая блондинка с нежной кожей использует свою красоту как оружие... В платьях с открытой спиной и глубоким вырезом на груди она сквозь толпу жадно тянущихся к ней мужчин прорывается как ослепительная комета. Своей неотразимостью утверждая свое превосходство над всеми и прежде всего над мужем. Рене Брюнолфсон играет Макбета не столько воином, сколько политиком: истеричным комедиантом, трусливым и навинчивающим себя. Его Макбет страшен, как страшен слабый человек, уверовавший в свою безнаказанность. Этот Макбет увиден явно через призму брехтовского Артуро Уи.

Сценограф Бенте Люкке Моллер выстраивает на сцене вполне современные интерьеры: морга, холла богатого дома, обеденного зала, наконец, кабинета Макбета с креслами и торшерами... Правда, любая перемена декораций в шведском театре совершается за закрытым занавесом (чего никто не делает уже лет двадцать). И на протяжении спектакля раз десять публика созерцает занавес и терпеливо ждет следующей картины.

Архаика постановочных приемов вступает в противоречие с подчеркнуто современным режиссерским прочтением Стафана Хольма. Режиссер отказался от битв, от бездн, от дышащего мироздания шекпировского текста: замкнув действие в небольших павильонах, комнатных интерьерах, купировав роли ведьм и сведя проблему раскаяния и мук души к набору фрейдистских комплексов.

Обнаженная, в крови бродит по дому леди Макбет, не столько пытаясь отмыть кровавые пятна с рук, сколько ища ванную, где бы вымыться. Макбет терзается страхом не небесного возмездия, а движущихся на него войск противников.

Шекспир писал о соблазне зла, подчиняющего человеческий дух. Стафан Хольм поставил спектакль о неудачливом политике, выбравшем путь насилия. В тексте Шескпира идет речь о том, что нельзя убить человеческую душу. Стафан Хольм поставил спектакль о том, что убивать людей нехорошо.

Потеряв трагедийный масштаб, шведский театр внятно, культурно и убедительно рассказал историю неудачного правления узурпатора королевской власти. Недаром и убивают этого Макбета не в поединке, а режут ножом в кабинете как жертвенного барана и делают на память снимок с неподвижного тела. У Макбета впереди морг, у его победителей – выборы нового главы государства.

"