Posted 24 октября 2004,, 20:00

Published 24 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

«Молодость» прошла мимо Киева

24 октября 2004, 20:00
В Киеве открылась 34-я по счету «Молодость» – самый крупный на Украине международный кинофестиваль. В бреду предвыборной президентской лихорадки, которая трясет сегодня страну, старейший кинофорум в украинской столице не заметили. Даже на церемонии его открытия со сцены звучали политические лозунги вместо традиционных

Киеву сейчас явно не до фестивалей. На улицах вместо растяжек с рекламой фильмов – агитплакаты с лозунгами вроде «За незалежность и Виктора Януковича!» или «Виктор Ющенко – наш президент!». В связи с выборами кое-что изменилось и на самом кинофестивале. Известного актера Сергея Гармаша, прежде чем пустить в Киноконцертный зал «Украина» на церемонию открытия «Молодости», обыскали, как простого смертного. Хотя узнали, конечно же.

Если раньше осенний кинофестиваль «Молодость» был культурным событием номер один, с которым не мог соперничать даже приезд какой-нибудь популярной рок-группы, то теперь здесь днем перекрывают движение автотранспорта по всем центральным улицам, предоставляя народу возможность весело шествовать с транспарантами и флагами по Крещатику. А вечерами на импровизированных уличных сценах выступают группа «Любэ» и королева Евровидения Руслана. Ну какое уж тут кино? Зал киноконцертного зала «Украина» был заполнен только наполовину. Такой скромной церемонии открытия не знавал даже крохотный подмосковный форум архивного кино «Белые столбы». Занавес не поднимали. Жюри и знаменитых гостей не представляли, несмотря на то, что в зале сидели режиссер из Хорватии Винко Брешан и классик польского кино Ежи Гофман. Ведущий церемонии – народный артист Украины Богдан Ступка почему-то предоставил слово только канадцу украинского происхождения, режиссеру Вадиму Перельману («Дом из песка и тумана»), который вошел в состав основного жюри. Перельман, жуя жвачку, спросил со сцены: на каком языке ему произносить торжественную речь – на русском или английском. Из зала, не шутя, закричали: «На украинском!». Перельман растерялся, смущенно пробормотал по-русски, что он счастлив оказаться на исторической родине, что по такому случаю привез в Киев маму (которая когда-то его отсюда увезла), и прошел на свое место в зале. О кинофестивале – не слова. Затем речь держал министр культуры Украины Тимофей Кохан (сын знаменитого украинского кинорежиссера Григория Кохана, снявшего «Именем революции»). Он, как и большинство говорящих со сцены, читал по бумажке на чистом украинском, поэтому, кроме иногда встречающегося слова «Молодiсть», я ничего не поняла. Но когда Тимофей Григорьевич убрал бумажку и стал выкрикивать какие-то призывы, упоминая имя Александра Омельченко (еще один кандидат в президенты), а зал его восторженно поддерживал, я поняла: «Молодость» здесь ни при чем.

Украинская столица все время сбивается с фестивального курса. Что Киеву с того, что нынешняя «Молодость» – уже тридцать четвертая (это один из самых старых кинофестивалей в постсоветском пространстве). Что с того, что в конкурсе нынешнего года будут соревноваться дебютанты из 20 стран (в том числе из Великобритании, Дании, США, Бразилии, Венгрии и др.). Что в конце концов с того, что «Молодость» – единственный фестиваль на Украине, официально признанный Международной федерацией кинопродюсеров (FIAPF). Здесь точно не знают, что это такое и с чем его «едят». Однозначно, Киеву – не до кинофестиваля. Даже фильм открытия «Свои» с любимцем украинцев Богданом Ступкой в главной роли мало кто остался смотреть… Украине важно сейчас только одно: кто станет здесь президентом. Возможно, сегодня все вернется на круги своя. Как философски заметил однажды Ежи Гофман: «Народ хуже, чем мы о нем говорим, но лучше, чем мы о нем думаем».

"