Posted 24 сентября 2015,, 21:00

Published 24 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:28

Updated 8 марта, 03:28

Актриса Дарья Екамасова

Актриса Дарья Екамасова

24 сентября 2015, 21:00
Дарья Екамасова – лауреат премии «Ника» за лучшую женскую роль. В фильме-фреске Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» она получила работу «штучную», из тех, что в актерской биографии случаются однажды. У актрисы – абсолютный слух (она закончила музыкальное училище по классу фортепиано) и редкая, нестандартная внешность

– Дарья, недавно вы снялись в комедии «Графоманы» с такими партнерами, как Гоша Куценко, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Эдуард Радзюкевич. А кого вы там играете?

– Я очень жду выхода этого фильма, потому что у меня в нем необычное амплуа: я сыграла писательницу с экзистенциальной депрессией, такую красивую сексуальную женщину, возомнившую себя Ахматовой или Цветаевой. При этом она пишет женскую беллетристику... Вот на этом диссонансе, с такой мятущейся душой она живет, в этом ее проблема. «Графоманы» – это приключенческая черная комедия режиссера Владимира Зайкина, с которым мы уже работали на телефильме «Вверх тормашками». Там был довольно жесткий персонаж, а здесь – такая леди-вамп. И мне очень нравятся такие полярные в чем-то героини.

– Работать в жюри кинофестивалей вам тоже интересно?

– Первый раз я попала в жюри детского фестиваля, это был «Кинотаврик». Потом был большой перерыв. А в этом году я была в жюри фестиваля современного кино «2morrow/Завтра», в жюри конкурса короткометражного кино фестиваля дебютов «Движение», потом в июле был Voices в Вологде. Там моими коллегами стали выдающийся человек и историк кино Наум Клейман, французский режиссер Жерар Кравчик (тот, что снимал «Такси» и «Васаби» с Жаном Рено). То есть я вообще не понимала, зачем меня позвали. В этом году я «пожюрила», и это был новый интересный опыт, так как времени особо не хватает в кино ходить. Мне кажется, это такая ответственность, взросление, доверие к кинематографу.

– «Ангелы революции» Алексея Федорченко – ваша третья совместная работа – добрались в этом году даже до нью-йоркского «Линкольн-центра». Что это за история с заокеанским триумфом?

– Да, фильм показали два раза, причем невзирая на шторм, который разразился тогда в городе. Это был ежегодный фестиваль еврейского кино в Нью-Йорке, и картину приняли, хотя у нас сердце трепетало. Обычно на русское кино ходят эмигранты, а там были американцы, приезжали из Колумбийского университета, из Йельского те, кто интересуется русским кинематографом. Кино же интернационально, здесь нет никакой политики, и организаторы пошли навстречу пожеланиям зрителей и устроили второй показ нашего фильма.

– В одном интервью вы сказали, что не меньше десяти раз бывали в Нью-Йорке...

– Я репетирую в спектакле по Хармсу. А ставит этот спектакль «под крылом» крупнейшего в Нью-Йорке Еврейского культурного центра Александр Марин, тот самый, знаменитый Марин, ученик Табакова и один из основателей «Табакерки», давно уже возглавляющий свой театральный коллектив в Канаде.

– Вас там окружает интернациональный состав партнеров?

– Есть американцы, есть русские эмигранты, но из сегодняшней России – я одна.

– В связи с этим проектом у вас удачно складывается «роман» с английским языком?

– Он пока не складывается, как мне бы хотелось. Но, безусловно, помогает музыкальное образование и абсолютный слух. Просто заучивать по десять слов в день не могу себя заставить. Приезжать приходится за месяц, восстанавливать словарь, грамматику. Думаю, что это будет долгий «роман» с английским, возможно, на всю жизнь.

– Но вы же блистали в проекте «Полиглот. Английский за 16 часов» Дмитрия Петрова на телеканале «Культура». Кстати, как вы там оказались?

– Тоже все неслучайно. Еще после первой поездки в Нью-Йорк я стала искать курсы английского, помня бабушкины наказы. «Учи нерусский, учи!» – она мне всегда говорила. И вскоре мне позвонили с телеканала «Культура». Это дало некий старт, я вплотную занялась языком, и сейчас, когда прошло уже года три, люди мне пишут, что им передача помогает.

– Почему вы не поехали на Выборгский кинофестиваль в 2011 году, когда была премьера картины «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова?

– На премьеру в Выборге и Москве я не поехала, потому что решила, что первый раз хочу увидеть картину в Тамбове – на родине съемок.

– Когда этот фильм получил приз президента фестиваля «Окно в Европу», о вас говорили очень много лестного, называли «новой Нонной Мордюковой»...

– Если у меня будет еще одна такая картина, какую Андрей Сергеевич снял... Это такие сильные сравнения, но я сама так не считаю. Я думаю, что заслуга нашей работы (это ведь не только моя работа) – в том, как все сложилось, это труд и художника по костюмам, и художника по гриму, и, безусловно, труд самого Андрея Сергеевича. Мне пока ничего лучше и не предлагали – по масштабу роли, по всему.

– Приходилось потом слышать, что, мол, если бы на Западе такое сыграла, то и статус изменился бы, и вообще «зеленая улица» открылась?

– Коллеги-актеры говорили, критики говорили, но... А вы обязательно посмотрите телеверсию, полную, она скоро должна выйти на Первом, и она намного богаче, это действительно полотно. Там больше любви, событий, развития персонажей. И Смирнов просто счастлив, что мы смонтировали ее, озвучили.

– Несмотря на такую мощную главную роль, вы в последние годы отлично выступили в небольших, порой эпизодических ролях у Хлебникова («Пока ночь не разлучит»), у Шагаловой («Берцы»), у Сигарева («Страна Оз»). Маленький объем по сценарию не отталкивает актрису с большими возможностями?

– Это мои друзья, и, конечно, я соглашаюсь, потому что не могу им отказать, это мои близкие люди. Кстати, часто соглашаюсь участвовать в дипломных работах у ребят из ВГИКа, с Высших режиссерских курсов.

– Даже за символический гонорар?

– Часто вообще без гонорара. А все потому, что актерски мне это интересно.

– В упомянутых фильмах, где у вас были эпизодические роли, режиссеры стремились к юмористическому камертону, пусть иногда и с оттенком «черноты». А вам не кажется, что ваш комедийный потенциал пока что не востребован должным образом?

– Есть такое ощущение. Я люблю, когда комедия удается, к этому тянет, и в детстве бабушка мне всегда говорила: «Вот ты артистка!» Но я открыта для всего. Мне хочется, чтобы мои роли не повторялись, чтобы были и комедии, и трагедии, и драмы, и триллеры. Мечтаю о фильме ужасов, мечтаю сыграть пианистку, банкиршу, зомби...

– Вы как-то сказали, что любите смотреть артхаус, предпочитаете Джармуша и Аронофски. Этот синефильский вкус и интерес неслучайны?

– Интерес сформировался сам собой. Просто однажды я поняла, что авторское кино мне интереснее голливудских блокбастеров. И независимое американское кино, и европейское мне также близко.

– Правда, что ваш мастер в ГИТИСе (РАТИ) Александр Пороховщиков никогда не возражал против киносъемок студентов, вопреки расхожему мнению, что, мол, не нужно отвлекать от учебы будущих деятелей сцены?

– Правда, никогда. Напротив, Александр Шалвович всячески одобрял подобный опыт. Хотя я в институте и не снималась почти и даже подумывала об аспирантуре, хотела уйти в преподавание, так как полагала, что с актерским делом ничего не сложится. И когда меня уже утвердили на картину «Жила-была одна баба», Андрей Сергеевич специально звонил в ГИТИС Владимиру Андрееву с просьбой, мол, не берите ее пока в аспирантуру.

– А что любопытного происходило у вас в театре в последнее время?

– В театре мы ставили пьесу в режиссуре Елены Греминой, где я играла Елизавету, дочь Петра. Но, к несчастью, мой партнер Ильяс Тамеев, который играл Петра, погиб в июле этого года. И это тот случай, когда речь не может идти о вводе кого-то другого, потому что другого такого актера нет... В Театре наций мы репетировали «Поединок» Куприна, где я играю с Максимом Виторганом.

– Говорят, вы всегда носите с собой ладанку Святой Варвары, которую вам Андрей Смирнов подарил...

– В тот день, когда Андрей Сергеевич сказал мне, что я утверждена на роль, он протянул мне эту ладанку, сказал: «Носи ее». Она была с ним в течение 15 лет, пока рождался сценарий, а теперь я всегда ношу ее с собой в сумочке. Вообще это имя преследует меня по жизни, мне оно очень нравится. И дома я нашла колечко Святой Варвары, и дочку так назову.

"