Posted 24 сентября 2012,, 20:00

Published 24 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Полный улет

Полный улет

24 сентября 2012, 20:00
Главным призом Открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии награжден фильм Аюба Шахобиддинова «Небеса – моя обитель» (Узбекистан). Награды получили и две другие картины, связанные с небом: диплом жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков достались ленте Михаила Ильенко «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» (Украина), главный гер

Если к этому добавить, что к высшим силам было обращено также письмо участников «Киношока» Владимиру Путину, призывающее президента не оставлять без государственного попечения единственный кинофестиваль, связующий кинематографии республик, некогда входивших в единую страну, то картина кинематографических настроений 2012 года обретет законченный вид.

Приз за лучшую режиссуру предсказуемо присужден трагикомедии Зазы Урушадзе «Опекун», унаследовавшей традиции грузинской киношколы – легкость дыхания, артистизм, лаконичность, сочетание грустного и веселого, бытового и метафизического. Герой картины выходит из тюрьмы после 15-летней отсидки за участие в кровавой разборке и обнаруживает, что ее зачинщик стал депутатом, а сын погибшего друга героя и дочь депутата оказались в положении Ромео и Джульетты. Бывший уголовник берет на себя роль патера Лоренцо, покровительствовавшего паре веронских любовников – и, естественно, сталкивается с депутатом. Картина могла бы получить и главный приз, если бы не ощутимый налет блатной романтики и жанровые условности, вынудившие постановщика оставить в тени сомнительные моменты прежней жизни героя.

Награды за лучшую режиссуру была удостоена лента Зазы Урушадзе «Опекун».
КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Приза за лучший сценарий удостоен «Одинокий остров» Питера Симма (Белоруссия–Эстония–Латвия), который можно назвать образцом постсоветской копродукции, построенной на интернациональном материале. Авторы ухитрились не только переплести в сюжете несколько линий и свести в одном месте множество персонажей (хирурга, обвиняемого в предумышленном убийстве с целью извлечения донорских органов, девочку-инвалида, которая винит в своем несчастье мать, ученого-литературоведа и его сына-машиниста, спорящих по поводу «Анны Карениной», старого цыгана и его воспитанницу, учительницу, у которой роман с учеником), но и распутать этот клубок человеческих отношений. По чести говоря, этот международного уровня фильм заслужил главный приз фестиваля в куда большей мере, чем простоватая узбекская картина про ангелоподобную девушку, без ущерба для своей невинности переходящую из рук в руки, но здесь на выбор интернационального жюри, возможно, оказали влияние «геополитические» соображения, по которым узбекский кинематограф нельзя было оставить без наград.

Дело в том, что из уст узбекского режиссера Джасура Исакова «Киношок» услышал шокирующе радостную весть: «Фильмы частных узбекских киностудий практически полностью вытеснили американское кино с узбекских экранов». «Киношок» возмечтал о том, чтобы то же самое произошло во всех экс-советских республиках. Между тем ларчик успеха национальной продукции открывается так же просто, как в случае Северной Кореи, где фильмы о любви корейского народа к товарищу Ким Ир Сену собирали несоизмеримо больше зрителей, чем самые убойные голливудские блокбастеры, которые, как вы, может быть, догадываетесь, на северокорейские экраны попросту не допускались – не то Северная Корея давно бы жила так, как Южная.

Короче говоря, доминирование национальных фильмов в национальном прокатном пространстве говорит только об одном – о том, что страна изолирована от внешнего мира. Добровольно, принудительно или в добровольно-принудительном порядке – не имеет существенного значения. Что греха таить, в России немало желающих отгородить страну железным занавесом от «тлетворного влияния Запада», под страхом казни запретив смотреть американское кино, но для этого как минимум потребуется тоталитарный переворот и, главное, такие технические средства, которых ни один тоталитарный режим создать не способен.

Зато в самую точку попали обе актерские награды. Приз за лучшую мужскую роль отдан Владимиру Свирскому, сыгравшему роль путевого обходчика Сущени в фильме Сергея Лозницы «В тумане» – тот же, в сущности, тип «христоподобного» героя, что был выведен в «Восхождении» Ларисы Шепитько. Чем, кстати, и объясняется небезусловный успех новой работы Лозницы, который мало что смог добавить и к этой классической советской картине, и к повести Василя Быкова «В тумане». А приз за лучшую женскую роль в фильме своего мужа Альгимантаса Пуйпы «Замок спящих бабочек» увезла с собой литовка Янина Лапинскайте (по своей основной профессии – режиссер документального кино, притом весьма известный на родине и за рубежом). Она сыграла 50-летнюю бездетную женщину на грани развода с супругом, которая приглашает в свой загородный дом трех этапированных из Германии проституток и пытается адаптировать их к другой жизни. В фильме хватает того, что в Литве полуиронически называют «пуйпизмами» – необязательных для сюжета и понятных лишь постановщику моментов, но есть бесспорное режиссерско-актерское достижение, возможное лишь в условиях многолетнего творческого содружества. Заключается оно в том, что лицо актрисы превращается в экран, где написаны те самые «неизъяснимые» оттенки чувств, о которых любил упоминать Лермонтов и которые объясняют то, что нельзя или не стоит объяснять словами. Забавно, но на пресс-конференции обнаружилось, что далеко не все умеют читать этот чисто кинематографический язык, развившийся в эпоху немого кино, но почти утраченный «заговоренным» звуковым кинематографом.

"