Posted 24 сентября 2008,, 20:00

Published 24 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:55

Updated 8 марта, 07:55

Богатое искусство для бедных

Богатое искусство для бедных

24 сентября 2008, 20:00
Так случилось, что сентябрь преподнес нам почти биеннале современного искусства. Воодушевившись почином Ильи Кабакова, оживились мастодонты галерейного бизнеса: вернисажи сыпались как из рога изобилия. И не какие-то там залежалые картины Союза художников. Сплошь первые имена мировой сцены. В одном месте выкатили многом

Нынешняя ситуация с завозом и продажей искусства очень напоминает перестроечную фарцовку. Вот вам стадион (особняк, гараж), а вот вам и ширпотреб с лейблами. Критикам в данном собрании делать нечего. Разве что расставлять имена по рейтингам – этот продал свой объект за столько-то долларов, а другой сделал череп совсем уж за немыслимую цену. Собственно, и художникам тут тоже нет места. Илья Кабаков в единственном интервью вдруг разрыдался: думали о территории искусства, а получили гламур и светский треп. Его, конечно, тут же одернули: а ты, друг любезный, не знал, во что ввязываешься? Думал одновременно и олигархов на деньги развести, и с интеллигенцией про духовность поговорить? Деньги, как известно, пахнут Шанелью, а не масляной краской.

Вы спросите: кто же хозяин на этом празднике искусства? Кто его заказчик и потребитель? Для меня портрет ценителя рельефно вырисовался после разговора с одной очень состоятельной дамой. Делясь впечатлениями от выставки Кабакова, она не могла скрыть своего восхищения картинами Розенталя. «Какого Розенталя? – удивился я – Выставка-то Кабакова». «Да что вы, Сергей! – был ответ. – Там представлены три художника: Розенталь, Кабаков и Спивак». Она приняла за чистую монету кабаковскую мистификацию. Концептуалист с мировым именем придумал трех художников, создал их воображаемый музей, трудился, осваивал деньги на инсталляцию. Ан не прокатило! Господа пришли друг на друга и на Абрамовича посмотреть. Кабаков был приложением к более серьезным делам.

Если говорить начистоту, происходит встречная деградация. Художникам важна не оценка, а пиар, новым зрителям – не произведение, а повод (вложить деньги, поговорить, выпить). Западные галеристы приучают российских граждан к тюннингованным иномаркам. Внутрь можно не заглядывать, главное – чтобы быстро ездила и заявляла о состоятельности владельца. Великий нью-йоркский галерист Лари Гагосян открыл на фабрике «Красный Октябрь» выставку своих лучших работ. Тут и Джакометти с Твомбли, и Манзони с Руашенбергом, и даже старушка Луиза Буржуа. Короче, весь цвет модернизма. И ни одного пояснения с разъяснением. Будто наши люди, которые вот-вот переселятся в эту фабрику (а она, как известно, станет элитным кварталом), знают их с детства. Оттого и появляются рассерженные записи в книге отзывов (специально почитал): «100 долларов за всю коллекцию!», «А король-то голый!». В общем, все как обычно – возьмем Европу нахрапом. Быстро полюбим современное искусство, потому что это модно и дорого. Господин Кабаков сколько угодно может недоумевать по поводу равнодушия к некоммерческому искусству, ностальгировать по чердачным выставкам «для своих». Однако народ его запомнит как художника, продавшего на аукционе свою вещь более чем за сколько-то миллионов. Для русского духа это рекорд.

Автор – арт-обозреватель «НИ»

"