Posted 24 августа 2015,, 21:00

Published 24 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:19

Updated 8 марта, 02:19

Поэт Кирилл Ковальджи

Поэт Кирилл Ковальджи

24 августа 2015, 21:00
Кирилл КОВАЛЬДЖИ – поэт, прозаик, литературный критик и переводчик, член редколлегии журнала «Юность». Долгие годы он вел литературную студию и выпестовал многих ныне именитых писателей. До недавнего времени поэт проводил в ЦДЛ семинар «Открытый микрофон». В интервью «НИ» Кирилл Владимирович рассказал о том, какое мест

– Кирилл Владимирович, что вы как поэт ждете от нового поколения, которое не читает стихов?

– Я думаю, оно освежит наш народ. Такие периоды были в нашей истории много раз. Потребность в культуре генетична, и всё возвращается. Но культура – это продукт, который, питаясь народом, реализуется элитой. Не стоит об этом забывать.

– Три года назад на ежегодном семинаре молодых литераторов, который вы организовали в Подмосковье, вы рассказывали мне о вашей работе с молодежью. В то же время вы работали над версткой новой книги стихотворений. Хотелось бы узнать, какие литературные, творческие события произошли в вашей жизни за эти три года.

– За это время я прибавил в возрасте, но какую-то деятельность, безусловно, продолжаю, иначе скучно жить. В ЦДЛ я веду клуб «Открытый микрофон», придуманный Риммой Казаковой. Туда приходят люди разных возрастов, и это приносит свою пользу. Клуб работает по принципу открытых дверей.

– То есть любой поэт может прийти к вам и свободно получить площадку для чтения своих произведений?

– Да. Нужно только посмотреть на сайте дату следующего заседания клуба. Кроме того, я участвую в Фонде Филатова, с которым мы проводим ежегодный семинар молодых писателей, о котором вы упомянули.

– Вы на правах мэтра правите их стихи, прозу?

– Нет. Зачем? Я могу человеку что-то посоветовать, но и только. Если человек претендует на собственное творчество, то он должен научиться править сам. Ведь главное в творчестве – это вкус. Если вкус не развивается, то литератор рискует остаться просто графоманом, не понимая, что лучше, а что хуже в его творчестве. Таких большинство. А когда человек сам начинает разбираться, что ему удалось, а что – нет, это признак одаренности, таланта. Потому что талант не приобретается, он дарится.

– Талант всегда хочет быть услышанным?

– Думаю, что да. Препятствий сейчас к этому нет. Есть Интернет, и любой может им воспользоваться. В интернет-ресурсах участвует примерно полмиллиона поэтов, из которых, как вы понимаете, большинство графоманов. Но есть сайты, вполне добросовестные, где можно найти таланты. Их довольно много.

– Вы читаете стихи современных молодых поэтов?

– Да. Я получаю их ежедневно по рассылке из электронной почты, с пометкой «Год литературы». Мне присылают их поэтические интернет-ресурсы. Первые две строчки я читаю всегда. Потому что, как говорил поэт, первую строку дает Бог. Остальное – мастерство. Еще мне дарят поэты свои книжки на вечерах поэзии.

– Мне кажется, в обществе наблюдается возрождение интереса к вечерам поэзии.

– Есть эта потребность, безусловно. Как и более полная потребность в общении. Хотя распространение поэзии становится все более затруднительным. Тут возникает парадокс. Интерес к поэзии возрастает, а читателей становится все меньше. Частенько на московских поэтических встречах я обнаруживаю, что из 30–40 человек, которые приходят, почти все пишущие. Они читают стихи друг другу и расходятся очень довольными. Но читателя, который не пишет, редко увидишь. И это не только в Москве. Я был на фестивале в Румынии, там были поэты из 30 стран, мы читали стихи друг другу. Ни одного читателя не было. Поэзия утратила свою роль в обществе. Она стала просто духовной пищей для тех, кому это нужно. То же самое произошло и с хорошей прозой. И Россию уже нельзя назвать литературноцентричной страной. 20–30 тысяч человек на стадионе в Лужниках уже ни один поэт не соберет. Хотя назначение поэзии не в том, чтобы собирать стадионы. А в том, чтобы общаться душа с душой. Я читаю Блока, и, когда я его читаю, он для меня жив.

– Но вы понимаете, что мир сегодня изменился, и отношение к поэзии – тем более?

– Да, но «нужно оказать сопротивленье». Бороться. Ободрять тех, кто несет в себе культуру. Я замечаю, что нынешнее поколение поэтов совсем не знает многих замечательных поэтов: Асеева, Светлова, Мартынова… Знают Мандельштама, Пастернака, Цветаеву, Бродского. Ну, может быть, Заболоцкого…

– То есть вы считаете, что литературные объединения должны опираться на какой-то литературный ликбез?

– Хотя бы на начальный слой культуры.

– А что вас заинтересовало из современной поэзии?

– Мне Геннадий Русаков импонирует, Вера Павлова, Елена Лапшина, Наталья Полякова. Интересных поэтов много, выдающихся нет.

– У вас вышла новая книга – «Моя мозаика». О чем она?

– Это литературные портреты, воспоминания, рассказы, мысли… Все то, чем человек живет, от низкого до высокого. Поэтому второе название книги – «По следам кентавра».

"