Posted 24 августа 2014,, 20:00

Published 24 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:22

Updated 8 марта, 04:22

Как в сауне

Как в сауне

24 августа 2014, 20:00
В Финляндии в августе прошел международный фестиваль «Театральное лето Тампере». Этот фестиваль традиционно подводит итоги сезона одной из самых театрализованных стран Европы. Лучшее в финском театре можно увидеть в контексте постановок из Эстонии, Дании, Словении, Голландии, Канады. Помимо этого фестиваль включает доп

Тему «Театрального лета» этого года его художественные руководители Микко Ройха, Каарина Хазард и Микко Каннинен определили как полифоничность театральных высказываний и их противоречивость, что соответствует, по их мнению, и самой финской идентичности. В связи с этим программа фестиваля была действительно разнообразна по темам, жанрам и масштабам. В этом году сердцевиной программы стал Case Estonia – дайджест соседских театральных достижений.

Среди эстонских спектаклей была показана постановка Марата Гацалова «Пустошь» по пьесе Анны Яблонской, созданная для театра R.A.A.A.M. (Таллин). «Пустошь» – это спектакль о размытых границах иллюзии и реальности, где простой отец семейства, провозглашая «Ave Caesar, Коля!», обращается в римского воина. Причем эта параллельная вселенная, постепенно возникающая из густой темноты огромного сценического пространства, становится единственной правдой. Правдой и правилами игры в римских воинов, которые безоговорочно принимают и актеры, и зрители.

Отчаянное бегство от обыденности делает героя «Пустоши» в доспехах из книжных обложек и щитом из деревянного ящика сегодняшним Дон Кихотом, осознающим себя действительно значимым в своем мире.

Прошлое всегда было излюбленным временем романтиков, лазейкой в мир реализовавшихся фантазий. В черном с золотом трагифарсе Гацалова присутствует тоска героя по ощущению собственной значимости, где в то же время, как во сне, преломляются реалии настоящего времени.

Другой яркий спектакль из эстонской программы – «Большое пиршество» – поставлен Лаури Лагле в знаменитом театре NO99 из Таллина. Согласно названию, гастрономическая тема, да и другие физиологические проявления, становятся главным связующим звеном скетчей для звездного состава актеров. Так, в пространстве абсолютной свободы и вседозволенности четверо людей так или иначе пытаются преодолеть собственное одиночество, прерываясь на размышления об устройстве вселенной и сокровенные монологи. Еда, манипуляции с едой, ее приготовление и поглощение становятся главным поведенческим импульсом. С каждым новым блюдом мы узнаем героев все ближе.

Но самый теплый зрительский прием на фестивале ожидал, пожалуй, камерную драму «Frankie and Johnny» хельсинкского театра Jurkka. Особенную силу спектаклю придала удивительная игра актеров Томми Эронена и Элины Хиеталы, без компромиссов проживающих жизни своих героев. История зарождающейся любви повара и официантки в интерьерах засаленной квартиры-студии дает зрителям желанную передышку от фарса и гротеска. Благодаря своей общечеловеческой искренности, самодостаточной простоте и, несомненно, тонкости текста и точности режиссерских находок «Frankie and Johnny» является одним из самых интересных примеров «зрительского» театра в этом году.

Знаменитый финский режиссер Кристиан Смедс как-то сравнил театр с публичной сауной. Но даже если спектакли нынешней программы «Театрального лета Тампере» «потеть» не заставляют, то такие черты, как сокровенность, обнаженность (как в прямом смысле, так и в значении обаятельной прямоты и прямолинейности финского театра), здесь явно присутствуют.

Спектакль Финского национального театра «Король умирает» Эжена Ионеско в постановке Минны Лейно примирил защитников и противников классических текстов на современной сцене. Выверенный до мелочей, стремительный спектакль не является компромиссом в пользу кассовости или «безопасного» выбора названия в репертуаре. Это довольно критичный взгляд на текст Ионеско и его адекватная интерпретация. Отчуждающие элементы (например, электронные часы над сценой, ведущие обратный отсчет на протяжении всего спектакля, разваливающиеся декорации, приходящие в полную негодность в финале) соседствуют с яркими, выразительными образами. От напудренного и сказочно-манерного короля в начале остается белая сутулая спина на фоне почти полной пустоты в конце…

И все же фестиваль в Тампере – это скорее подведение итогов и парад победителей. За новыми тенденциями стоит ехать в столицу. Как раз сейчас проходит Хельсинкский фестиваль, двухнедельный арт-марафон, объединивший под своей эгидой практически все возможные виды и жанры искусства. Театр здесь представлен спектаклями «Ганеша против Третьего рейха» австралийской труппы Back to Back Theatre и новой работой Кристиана Смедса «Палса: образ человека». Также обширную театральную программу подготовил «дочерний» хельсинкскому фестиваль – Stage.

По части трендов исполнительское искусство все больше склоняется к интерактивности, сосуществованию артиста и зрителя в одном пространстве, разделению ответственности за происходящее и результат. На таком принципе построен, например, фестиваль Baltic Circle, проходящий в Хельсинки в ноябре, где граница между сценой и залом упраздняется, а спектакли или перфомансы могут менять свою форму и смысл, вступая во взаимодействие со зрителями.

Так или иначе многоголосие театральной сцены в Финляндии сохраняется и оберегается, что делает ее лишь богаче; а разница взглядов и подходов лишь дает выбор, а не приводит к междоусобным распрям.

"