Posted 24 августа 2010,, 20:00

Published 24 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:46

Updated 8 марта, 06:46

Консервы для вечности

Консервы для вечности

24 августа 2010, 20:00
На днях в Москве были показаны фрагменты нового фильма Валерия Балаяна «Любите меня, пожалуйста…» о журналистке Анастасии Бабуровой, участнице антифашистского движения, застреленной полтора года назад средь бела дня в центре Москвы.

Валерий Балаян в документальном кино без малого четверть века. В восьмидесятых учился на Высших режиссерских курсах, получил профессии сценариста и режиссера неигрового кино. Автор более 40 реализованных сценариев и более 60 документальных лент, которые снял как режиссер. Раньше его фильмы и телепрограммы демонстрировались на каналах «Культура», «ОРТ», «РТР», «РЕН ТВ» и других. С 2003 года ведет мастер-классы по кинодраматургии во ВГИКе. С 2008 года – собкор Радио «Свобода» в Крыму. Его картины рассказывают о малоизвестных страницах истории, по-новому и в неожиданном ракурсе представляют известных деятелей культуры. Его обращение к современности отличает внятная гражданская позиция.

75-минутный фильм «Любите меня, пожалуйста…» Валерию Балаяну никто не заказывал и не спонсировал; в выходных данных написано: «Собственное производство». Премьера состоялась в марте 2010 года в киевском Доме кино, в Москве он был показан единственный раз в музее имени А. Сахарова. Ни один из российских телеканалов, куда режиссер обращался, показать фильм не осмелился.

История жизни и смерти Анастасии дана на фоне большого массива видео и других документов о «русском нацизме»: легальных, полулегальных и подпольных фашистских организациях, действующих в России XXI века. И это существенно меняет представление о стране, в которой мы живем. Фильм не претендует на «арт-хаус» и «поиски языка», по жанру он телевизионная публицистика, по сверхзадаче – политическое высказывание.

«Неудобные», «неформатные», «невписывающиеся» люди – герои многих картин Балаяна. С этого он начал режиссерскую карьеру. Его дипломная работа, снятая в позднесоветском 89-м году, называется «Англетер» и рассказывает о версии, по которой смерть Есенина была убийством, а не самоубийством. В фильме снят последний из очевидцев, питерский «опер» на пенсии, приезжавший в 1925 году в составе милицейской группы по вызову из гостиницы. Интерьеры и фасад «Англетера» Балаян успел запечатлеть за пару недель до сноса, без разрешения проник в уже безлюдное, обнесенное строительным забором здание. Фильм вызвал скандал на Высших режиссерских курсах. Автору, уже дипломированному сценаристу, было сказано: «Вы никогда не получите у нас режиссерский диплом и не сможете работать режиссером».

Валерий Балаян такой же, как и его герои, – «не вписывающийся» туда, куда «вписываться» не следует, ? репутация дороже. Своим кредо в профессии он избрал слова сценариста Леонида Гуревича: «Мы делаем консервы для вечности. Когда-нибудь их вскроют и узнают, в какую эпоху нам довелось жить».

"