Posted 24 августа 2008,, 20:00

Published 24 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:52

Updated 8 марта, 07:52

«Пожалуйста, трогайте! Никаких витрин!»

24 августа 2008, 20:00
В Манеже закрывается выставка «Зазеркалье». Центральный выставочный зал страны не в первый раз решил объединить модный нынче видеоарт и прочие динамические инсталляции с вполне практичной целью – наглядно познакомить школяров с физикой. В итоге второй этаж Манежа на все лето превратился в настоящую научную лабораторию,

Пожалуй, самым зрелищным на выставке стало представление «Театра занимательной науки», которое разыгрывается в определенные дни и часы. Двое ученых математически доказывают утверждение: вся наша жизнь – сплошной праздник! Дружно, вместе с залом они вносят поправки в один из законов Галилея, вызывая из зрителей юного помощника для проверки. В предложенном фрагменте из кинофильма «Неуловимые мстители» находят физическую ошибку, которую проверяют на наглядном опыте, для чего приглашают из зала родителя и вооружают его револьвером. Так доказывают закон Паскаля, который в простонародье также называют «законом помидора». В «Мстителях» он не был учтен: пуля, пущенная одним из героев фильма, угодила в кувшин с водой, но не разбила его, а только оставила сквозные отверстия. Увлекательный научный спектакль завершается запуском гигантского воздушного шара, предварительно наполненного воздухом, нагретым обыкновенным феном.

«Пожалуйста, трогайте! Никаких витрин!» – этот призыв является главным принципом выставки. Экспозиция нарушает традиционное представление о консерватизме выставочных залов: здесь мы не смотрим, а сами пробуем и совершаем открытия. Вот, например, гусеница из родителей и детей стоит в ожидании, чтобы с весельем выдуть свой длиннющий мыльный пузырь, в который еще можно поднырнуть с головой!

Зеркало – один из основных персонажей выставки, что отражено и в ее названии. Вот зеркало с двумя створками образует бесконечный коридор. А рядом зеркало, создающее иллюзию пожатия своей же руки. Еще одно зеркало, которое дает возможность слегка изменить свою внешность. Соседний экспонат – зеркальный шлем. Он позволяет увидеть собственный затылок. У объекта с интригующим названием «Голова на блюде» взрослые фотографируют своих детей: это зеркальный фокус – здесь можно с легкостью лишиться любимого тела.

Интересно, что на тех же самых простейших физических опытах строятся сегодня и многие серьезные арт-инсталляции. Художники активно работают и с зеркалами, и с земным тяготением, и с электричеством. В итоге получилась, с одной стороны, игровая площадка, с другой – выставочное пространство. Современные тенденции в искусстве говорят: зритель не пассивен, он активен. Разнообразные перформансы, видеоарты и инсталляции представлены сегодня на многочисленных выставочных пространствах мира. Под незримым, но строгим присмотром художника или режиссера зрителю передоверяют роль создателя. Вот и выходит, что простецкая учебная выставка сегодня имеет немало общего с настоящими биеннале.

"